Что представляет собой современный гусеничный трактор, возможно ли провести сравнительную аналогию по основным параметрам между ним и более массовыми колесными тракторами, а также о том, где в первую очередь стоит их применять, рассказал заведующий лабораторией механизированных технологий Костанайского филиала ТОО «НПЦ агроинженерии» к. т. н. Сергей Бобков.

Трактор John Deere серия 8RX

– Сергей Иванович, сколько гусеничных тракторов задействовано в агроформированиях Костанайской области или Северного Казахстана в целом?

Бобков Сергей Иванович

– В настоящее время в сельхозформированиях Костанайской области насчитывается около 23 000 тракторов, из которых порядка 3 700 тракторов, т.е. 16%, составляют гусеничные. В целом в основных зерносеющих областях северного региона Казахстана (Костанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской) 51 000 тракторов, из них гусеничных примерно 8 000 единиц, т. е. не более 15,7%. Следует отметить, что основная масса имеющихся гусеничных тракторов – это устаревшие модели типа ДТ-75, Т-4А, оставшиеся в хозяйствах со времен Советского Союза. Их удельный вес в Костанайской области составляет 90%, а в целом по северному региону – 80,1%.

В то же время анализ зарубежной статистики приобретения техники показывает, что на гусеничные трактора приходится около 30% от общего парка приобретаемых тракторов, и эта цифра растет.

– Трактора каких производителей и марок представлены на казахстанском рынке, как прогрессируют модели?

 – Производители предлагают широкую линейку колесных и гусеничных тракторов в диапазоне мощности от 18 (25) до 455 (620) кВт (л. с.), которые могут применяться при возделывании зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур. Сейчас на рынке представлены мощные тракторы тягового класса 6–8 с мощностью двигателя до 570 л. с. и более производства как ближнего, так и дальнего зарубежья. В частности, это John Deere серии 8RT, Challenger серия MT 800E, а также Беларус-2103 тягового класса 5 от ОАО «Минский тракторный завод» выпускает гусеничные тракторы, ООО «Комбайновый завод Ростсельмаш» выпускает тракторы Buhler Versatile 570 DТ тягового класса 8 с возможностью их агрегатирования, как на колесном ходу, так и на гусеничной цепи Quadtrac. При этом движителю присущи преимущества колеса – высокая скорость движения до 40 км/ч – и преимущества гусеницы, проявляющиеся в низком удельном давлении до 0,5 кг/кв. см при допустимом значении удельного давления движителей на почву до 0,6 кг/кв. см.

Трактор Buhler Versatile 570 DТ

Далее – в современных гусеничных тракторах металлические гусеницы заменены на резиноармированные, что позволяет им при небольших транспортных переездах с одного поля на другое не портить асфальтовое покрытие.

Значительно улучшены и условия работы для механизаторов: в современных тракторах имеются удобные и комфортные кабины с шумоизоляцией, подогревом, кондиционированием. Кроме того, в современном тракторе для управления направлением движения гусеничной машины и маневрирования служит рулевое колесо с электронными системами, снижающими усилие и вибрацию по сравнению с ранее используемыми механическими рычагами.

– Вы упомянули о таком показателе, как тяговый класс гусеничных тракторов. Как его определить, зависит ли он от мощности двигателя или от массы машины?

– Тяговый класс трактора определяется его номинальным тяговым усилием, то есть, проще говоря, величиной, определяющей, сколько трактор может за собой потянуть в процессе работы. Чем больше эксплуатационная масса трактора, тем больше его номинальное тяговое усилие и, соответственно, выше тяговый класс (таблица 1). При недостаточной массе трактора, даже при большой мощности двигателя (а она на современных тракторах, как правило, идет с запасом) будет происходить повышенное буксование, что в свою очередь приведет к повышенному расходу топлива, износу шин (гусениц) и снижению производительности. Как видите, мощность двигателя не является значимым фактором в определении тягового класса.

Определить тяговый класс трактора расчетным способом сможет любой инженер в соответствии с несложной методикой, описанной в ГОСТ 27021, или обратившись к специалистам  Костанайского филиала ТОО «НПЦ агроинженерии».

Таблица 1. Соответствие тягового класса трактора его номинальному тяговому усилию (по официальной классификации в соответствии с ГОСТ)

Тяговый класс Номинальное тяговое усилие, кН (кг)
1,4 12,6–18,0 (1 260–1 800)
2 18,0–27,0 (1 800–2 700)
3 27,0–36,0 (2 700–3 600)
4 36,0–45,0 (3 600–4 500)
5 45,0–54,0 (4 500–5 400)
6 54,0–72,0 (5 400–7 200)
8 72,0–108,0 (7 200–10 800)
свыше 8 более 108 (более 10 800)

 

– Каковы преимущества гусеничного трактора при работе в поле?

 – В первую очередь это, безусловно, лучшие тягово-сцепные качества по сравнению с колесными: допустимое буксование для колесных тракторов с четырьмя ведущими колесами составляет не более 16%, а для гусеничных – не более 5%. Соответственно, проходимость у гусеничных тракторов выше, чем у колесных, и гусеничный трактор пройдет по неровностям и сильно увлажненной почве. К тому же за счет лучших тягово-сцепных качеств гусеничный трактор может преодолевать большее тяговое сопротивление на перемещение орудия и, соответственно, развивать большую тяговую мощность, поэтому его тяговый КПД в среднем на 9–12% выше, чем у колесного. Если сравнить два трактора – колесный и гусеничный с одинаковой массой и мощностью двигателя, то тяговое усилие гусеничного трактора будет на 28% выше, чем у колесного. Это позволяет преодолевать большие тяговые сопротивления и агрегатировать сельскохозяйственные орудия с большей шириной захвата, что, соответственно, позволяет повысить производительность труда при выполнении полевых работ. По результатам исследований, проведенных учеными из Костанайского филиала ТОО «НПЦ агроинженерии», установлено, что за счет лучших тягово-сцепных качеств гусеничный трактор обеспечивает повышение производительности при обработке стерневых фонов до 16%, а на обработке паров – до 28%, при этом идет снижение удельного расхода топлива до 19% и 27% соответственно.

Также гусеничные тракторы более маневренны, более устойчивы – могут производить энергоемкие работы на горных, овражных и балочных склонах крутизной до 20 градусов без опрокидывания.

Еще один немаловажный аспект – меньшее давление на почву, у гусеничной техники оно снижено до 3,0-5,2 раза по сравнению с применением колесных тракторов тягового класса 5…6 (у колесных тракторов удельное давление достигает 1,5…2,6 кг/см2, а у гусеничных – 0,45…0,50 кг/см2). А это значит, что уплотнение почвы при однократном проходе гусеничного трактора ниже на 19–30%, чем у колесного (уплотнение по колее колесного трактора – 1,42…1,55 г/куб. см, а по колее гусеничного – 1,15…1,20 г/куб. см). При этом потери урожая по колее гусеницы в пять раз меньше, чем по колее колесного трактора.

– Если сравнивать ремонтопригодность, у какого трактора она выше, особенно в том, что касается ремонта в поле?

– Современные колесные и гусеничные тракторы – это довольно сложные в конструктивном исполнении механизмы, обслуживание и ремонт которых одинаково сложен и требует денежных вложений. Однако необходимо помнить, что новые современные тракторы, ввозимые в Республику Казахстан, в том числе и гусеничные, подлежат обслуживанию в специализированных сервисных центрах. Ремонтировать их самостоятельно, особенно в период их нахождения на гарантии, нежелательно. Для этих целей необходимо привлекать специалистов из сервисных и дилерских центров. Как показал анализ производственной ситуации, наиболее эффективно работают крупные сервисные центры, имеющие высококвалифицированных специалистов, склады запасных частей, производственную базу для ремонта машин и их составных частей, передвижные средства на базе автомобилей для выезда специалистов сервиса к местам дислокации обслуживаемой техники.

– Подводя итоги, в каких хозяйствах, по вашему мнению, наиболее эффективно применение гусеничных тракторов?

– В первую очередь это, конечно, крупные хозяйства с большими площадями и севооборотом различных культур, с посевными площадями 10 000–20 000 га и более. Как видно из вышеприведенных характеристик, их применение повышает производительность при выполнении различных технологических операций и сокращает сроки проведения работ, что особенно важно, например, при посеве, когда затягивание агротехнических сроков может привести к потерям будущего урожая. За счет сниженного уплотняющего воздействие на почву повышается урожайность сельскохозяйственных культур – по результатам исследований, прирост урожайности только за счет этого составляет для зерновых культур примерно 4 ц/га. В целом же для сельскохозяйственного производ­ства северного региона Казахстана необходимо использовать весь спектр тракторов различных тяговых классов.

– Спасибо за интервью.

Ирина Гавриленко

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика