На заседании правительства 2 декабря о преимуществах цифровизации в своем хозяйстве рассказал глава одного из крупнейших холдингов страны. По мнению Айдарбека Ходжаназарова, цифровые технологии, которые нивелируют человеческий фактор при  учете и контроле, позволяют в считанные часы принять взвешенные управленческие решения и делают возможным наблюдение за реальной ситуацией во всех подразделениях хозяйства в режиме реального времени, – это must have для современного фермера, заинтересованного в повышении рентабельности производства.

В первую очередь руководитель ТОО «Олжа-Агро» обратил внимание на первоочередные проблемы, для которых было найдено цифровое решение. Главной из них стало отсутствие оперативной информации о положении дел и, как следствие, позднее и неточное планирование севооборота и агрономических работ на весь сезон, соответственно, спешный и дорогой закуп семян, запчастей и СЗР. Это приводило во многом к нарушению сроков проведения агрономических работ, в результате чего не соблюдались агротехнологии и снижалась урожайность. Отсутствие реальной информации о наличии запчастей, агрохимии и СЗР приводила к затоваренности складов, заморозке основного и оборотного капитала на сумму порядка 2 млрд тенге. Отсутствие информации по точным контурам полей также влекло за собой непроизводительные траты.

Первым этапом цифровизации была установка отдельных технологических решений – таких как датчики уровня топлива, GPS-мониторинг техники, система «свой – чужой», умные камеры, спутниковый мониторинг и снимки полей, программа управления стадом.

На втором этапе на основе полученных от них данных были разработаны цифровые сервисы. В данный момент хорошо зарекомендовали себя «Цифровой агроном» и «Цифровой инженер».

– Команда костанайских разработчиков написала сервис «Цифровой агроном» для планирования севооборотов по каждому полю, с учетом всех агрономических правил, при использовании ИИ. Тем самым мы нивелировали человеческий фактор при планировании и определении агротехнических работ на весь сезон в точные нужные сроки, спланировали количество необходимых ресурсов на каждое поле на весь сезон – техники, семян, ГСМ, СЗР, вплоть до каждого килограмма и до каждого литра, по принципу just in time.

Эффект от внедрения данного сервиса – ускорение процесса планирования в 20 раз, то есть если раньше на то, чтобы сформировать структуру посевов, уходило два-три месяца, то сейчас максимум три дня. Мы закупили порядка 100 телефонов и раздали их каждому нашему агроному. С их помощью осуществляется мониторинг посевов – каждый день агроному на мобильное приложение приходит задание от директора: какие поля посетить, какие данные собрать по наличию вредителей, болезней. Многие сейчас используют для мониторинга посевов беспилотные летательные аппараты, но с их помощью невозможно определить многие болезни, вредителей, таких, к примеру, как трипс – пока ты не заглянешь в пазуху каждого растения, его с воздуха не видно. Также стало более оперативным принятие решений – например, по соответствующей химобработке, подкормке дополнительными удобрениями. Важно понимать, что решение важно принимать за считанные часы, так как болезни или вредители могут размножиться и нанести урон фактически за сутки, например, капустная моль может за сутки съесть тысячи гектаров. Также необходим контроль и учет использования ТМЦ, через мобильное приложение осуществляется фиксация ТМЦ, таких как запчасти, СЗР, удобрения. Эффект от внедрения данного сервиса – снижение риска потерь урожая более чем в 10 раз, ежегодное повышение урожайности на 20% благодаря своевременному реагированию и уходу за посевами, снижение расходов на запчасти и удобрения также на 20%. Сотрудники, которые используют данный сервис, получают 100% надбавку к зарплате, что мотивирует их для работы с ним. И самое главное – прибыли, которые мы получаем, многократно превышают надбавку, которую мы оплачиваем, – поделился результатами Айдарбек Ходжаназаров.

Сервис «Цифровой инженер» – это программа, в которой работают инженеры, и с помощью данных этого сервиса мы отслеживали каждую единицу нашей техники: историю замены запчастей, износа, выработки, и самое главное – взяли под контроль качество эксплуатации, продлили срок службы нашей техники. В кратчайшие сроки заказываем запчасти на основе интеграции с базами данных поставщиков, сократили существенно складские запасы запасных частей, а значит, сократилась заморозка связанного капитала в три раза: если у наших предшественников замороженный в запчастях капитал доходил до 1,5–2 млрд тенге, то сейчас он сокращен до 0,5 млрд тенге.
Заказ запчастей происходит практически в 10 раз быстрее, сейчас у нас в конце февраля-начале марта все запчасти на складах, и ремонты мы начинаем буквально с конца декабря. Польза от продления срока службы техники составляет миллионы долларов, ее измерить даже невозможно.

Главная заслуга сервиса «Агронавигатор» – вывод из сельхозоборота неприспособленных земель, таких как лески, лиманы, озера, в итоге их площадь составила порядка 35 тысяч га, что повлекло экономию порядка 2 млрд тенге ежегодно. Также в мобильном приложении, куда загружены оцифрованные спутниковые снимки, можно посмотреть данные по любому полю с помощью удобной навигации – историю поля, какие культуры там были посеяны раньше, какая химия и удобрения при этом использовались, каким агрегатом были проведены работы.

В следующем году в хозяйстве планируем внедрить внедрить такие сервисы, как «Мобильный заправщик», «Мобильный кладовщик», «Динамическая карта». «Мобильный кладовщик» позволяет произвести учет и оперативное списание запасных частей, а «Динамическая карта» позволяет видеть изменения в планируемом финансовом результате.

В целом благодаря внедрению цифровизации мы достигли улучшения производственных процессов и сократили расходы до 30%.

 

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика