Введенные в марте 2020 года ограничения на экспорт пшеницы и муки, вызванные, по мнению Зернового союза РК, не в последнюю очередь отсутствием реальных статистических данных о наличии оставшихся с прошлого урожая запасах, негативно повлияли на всех участников рынка – и производителей, и трейдеров. И ведь никто не поручится, что это последнее административное вмешательство в рыночные процессы. Для того чтобы государство смогло обеспечить продовольственную безопасность, а аграрии и трейдеры – реализовать экспортный потенциал, ЗСК предлагает в законопроекте организовать полный учет зерна – как произведенного местными СХТП, так и ввезенного в страну, как находящегося на лицензированных элеваторах, так и в собственных хранилищах хозяйств.

Фото из открытых источников

Принятый 20 лет назад закон «О зерне» позволяет вести полноценный учет движения зерна только на лицензированных хлебоприемных предприятиях, которые ведут данный учет в Государственном электронном реестре держателей зерновых расписок. Прочие субъекты рынка не попадают в данные статистики, что чревато не только отсутствием данных о реальных запасах зерна у них, но и создает условия для легализации зерна сомнительного происхождения и развития теневого рынка и, как следствие, является источником бюджетных потерь от недополучения обязательных налогов и сборов. В данный момент ЗСК констатирует, что система электронных зерновых расписок может быть расширена для того, чтобы создавать полную картину учёта движения зерна и продуктов его переработки.

Единую государственную информационную систему по учету зерна должны органично дополнить госучет движения зерна на рынке – как произведенного отечественными зернопроизводителями, так и ввезенного на территорию Республики Казахстан в режиме импорта. Это позволит сформировать национальный и региональные балансы, а также проследить путь зерна и продуктов его переработки от производителя до потребителя. Таким образом, учет движения зерна позволит иметь на постоянной основе достоверные сведения об объемах производства, переработки, внутренней и внешней торговли зерном и продуктами его переработки в режиме реального времени, а также создаст реальную основу для дальнейшей цифровизации данной сферы, включая интеграцию в информационные системы органов государственных доходов и национальной статистики.

За Продкорпорацией закрепляются функции по управлению резервным запасом зерна, а также определены источники финансирования такой функции. Также в законопроекте определены формы государственного регулирования в сфере обращения зерна и продуктов его переработки, в том числе исчерпывающий перечень видов государственного контроля.

Наряду с внедрением в законопроекте такого базового понятия, как «зерновая расписка», определены нормы для назначения и видов зернохранилищ. Их описывает понятие «обособленный пункт погрузки зерна и продуктов его переработки», который находится вне территории хлебоприемного пункта, но будет функционировать как единый комплекс. Такой комплекс наряду с элеваторами и хлебоприемными пунктами, имеющими пункты погрузки на своей территории, является объектом государственного контроля за соблюдением требований к безопасности зерна и продуктов его переработки, в том числе при отгрузке указанной продукции на экспорт. Их готовность к приему нового урожая и обеспечение его сохранности будет проверять, как указано в законопроекте, ежегодная комиссия, в состав которой войдут представители НПП РК «Атамекен» и профильных ассоциаций (союзов).

Учитывая опыт введения запретов и количественных ограничений экспорта зерна и продуктов его переработки, в законопроекте предусмотрены основания для их введения, включая необходимость подготовки анализа регуляторного воздействия и оценку последствий такого решения для зернового рынка.

В ЗСК предполагают, что законопроект позволит наладить оперативный учет в автоматизированном режиме движения зерна и продуктов его переработки, отследить наличие и качество зерна в отечественных закромах, устранить теневой рынок и обеспечить более полное налогообложение субъектов зернового рынка.

Разработанный законопроект направлен на рассмотрение в профильные комитеты мажилиса и сената парламента РК, Минсельхоз, Минфин и Министерство торговли и интеграции РК, Национальную палату предпринимателей «Атамекен», Союз зернопереработчиков Казахстана, Ассоциацию фермеров Казахстана и другие профильные ассоциации и союзы.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика