Фото: agbz.kz

Целесообразность решения о запрете на 6 месяцев ввоза зерна из РФ автотранспортом обсуждали 14 марта на заседании с участием вице-премьера — министра торговли и интеграции РК Серика Жумангарина. Профильные отраслевые ассоциации, по инициативе которых обсуждается эта мера, говорят, что именно таким способом чаще всего осуществляется незаконный «серый» экспорт российского зерна. Его объем в этом году оценивается порядка 3 млн тонн, что уже уронило цены на казахстанском рынке со 125 тыс тенге/тонна (с НДС) до 95 тыс тенге/тонна (с НДС).

Тревогу забили отраслевые ассоциации производителей и переработчиков зерна. Они констатируют, что, поскольку в прошлом году в РФ получили рекордный урожай, то себестоимость российского зерна оказалась намного ниже, чем казахстанского. По оценкам экспертов, объем поставок «серого» зерна в Казахстан в 2022 году приблизился к 3 млн тонн, а цена его на казахстанском рынке не превышает 70 тыс. тенге/тонна.

При этом нелегальное («серое») зерно по больше части завозится именно фурами, поступает на склады крестьянских хозяйств, где на него оформляются документы. Далее оно под видом казахстанского либо реэкспортируется в Среднюю Азию (без уплаты экспортной пошлины в России и транзитного железнодорожного тарифа в Казахстане), либо поступает на переработку на мельницы. Введение запрета на поставки автомобильным транспортом должно поддержать цены на внутреннем рынке, считают трейдеры, а также помочь с экспортом тем, кто работает честно, а не занимается реэкспортом контрабандной пшеницы.

При этом потери от наплыва контрабандного зерна несут казахстанские фермеры, поскольку более дешевое российское зерно давит как на внутренние цены, так и на экспортные. Так, на рынке РК цены за тонну пшеницы 3 класса упали со 125 тыс. тенге (с НДС), которые давали осенью, до 95 тыс. тенге с НДС и 84 тыс. тенге от крестьянских хозяйств.

Кроме того, трейдеры в очередной раз попросили решить вопрос с открытием отгрузки зерна в Китай зерновозами (сейчас разрешены поставки только в более дорогих контейнерах). Эта мера также поддержит цены на рынке, поскольку большая часть излишков уйдет в Поднебесную.

При  этом предполагается, что поставки российского зерна железнодорожным транспортом будут продолжаться, поскольку это необходимо для обеспечения сырьем мукомолов Казахстана.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика