9 декабря 2021 года состоялось заседание рабочей группы по повышению эффективности государственной поддержки АПК под председательством министра сельского хозяйства Республики Казахстан Ербола Карашукеева. В ходе заседания были презентованы новые подходы системы субсидирования сельскохозяйственной отрасли, сообщает пресс-служба ведомства.

Открывая заседание, министр отметил, что благодаря мерам государственной поддержки достигнуто стабильное развитие отечественного АПК.

Вместе с этим, в существующих механизмах господдержки все еще имеются серьезные недостатки, которые привели к проявлению коррупционных правонарушений, неэффективному использованию бюджетных средств, предназначенных для поддержки сельского хозяйства. Этот вывод был сделан не только по результатам проверок контролирующих органов, но и в ходе комплексного анализа, проведенного Агентством по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции.

Выступая с докладом «О новых подходах в субсидировании АПК», советник министра сельского хозяйства Толеухан Нуркиянов вкратце ознакомил членов рабочей группы с недостатками существующего механизма субсидирования в АПК. В частности, он обратил внимание на сложность и многочисленность направления субсидирования, ориентированность на поддержку промежуточных технологических процессов, которые трудно поддаются контролю, и отсутствие нормы, позволяющей оценить результативность субсидирования.

Так, слабыми местами распределения господдержки в растениеводстве являются:

 сложность администрирования из-за множества документов, представляемых получателями субсидий;

 нет ответственности получателей субсидий за достижение конкретных результатов из-за отсутствия четких индикативных показателей результативности выделенных субсидий;

 высокий уровень коррупциогенности из-за сложности механизма и множества процедурных моментов для получения субсидий;

 ожидаемые объемы выплачиваемых субсидий и возможности бюджета не синхронизированы, из-за чего появляются неудовлетворенные заявки получателей субсидий.

В животноводстве к ним добавляются:

 множество направлений субсидирования;

 ориентированность на поддержку в основном крупных производств;

 нерешенные проблемы загрузки перерабатывающих мощностей.

Для решения этих проблем предлагается максимально сократить направления субсидирования– по рекомендации Антикора планируется оставить вместо 47 направлений субсидирования только 20. Для этого выделять субсидии предполагается только на поддающийся контролю конечный результат, а не промежуточные технологические этапы.

В первую очередь для этого необходимо:

 отказаться от субсидирования СМР  вместо этого повысить ставку субсидирования техники и технологического оборудования до 50% и дополнительно субсидировать процентную ставку кредита;

 ставку субсидирования сельхозтехники необходимо установить дифференцированно от 20% до 50% в зависимости от приоритетности, при этом исключить субсидирование навесного и прицепного оборудования со стоимостью менее 3 млн. тенге. Это связано с тем, что субсидирование такого вида оборудования создает дополнительные сложности при администрировании бюджетной программы (из-за отсутствия техпаспортов невозможно поставить на учет прицепную технику и отслеживать ее сохранность);

 идентификацию животных осуществлять за счет владельцев (кроме ЛПХ), а бюджетные средства, предназначенные на эти цели, перенаправить на субсидирование;

 субсидирование затрат на строительство колодцев и скважин для обводнения пастбищ оптимизировать, оставив только субсидирование затрат на бурение скважины, либо отказаться от субсидирования вообще и вместо этого нужно ввести механизм строительства колодцев, скважин и их обслуживания силами «Казводхоза» за счет отдельной бюджетной программы с последующей передачей их в аренду сельхозтоваропроизводителям за установленную арендную плату. Субсидирование процентной ставки кредитов для администрирования передать фонду «Даму». Это позволит улучшить эксплуатационное обслуживание колодцев и скважин со стороны строителей, а встречные обязательства для фермеров будут стимулировать их к более эффективному их использованию дорогостоящих гидротехнических сооружений.

Также вводится ответственность получателей субсидий  они должны брать встречные обязательства, ход выполнения которых необходимо проверять с помощью цифровых технологий. В числе таковых названы:

 не снижать достигнутый уровень объемов производства товарной продукции;

 не снижать количества рабочих мест;

 не снижать численность маточного поголовья (для субъектов животноводческого направления);

 достичь проектной мощности в сроки, указанные в проектно-сметной документации (для получателей инвестсубсидий).

Кроме того, предполагается вести списки недобросовестных получателей субсидий, не выполнивших свои обязательства.

Еще одним новшеством названо упрощение процедуры получения субсидий путем сокращения количества предоставляемых документов и минимизации влияния человеческого фактора на этот процесс за счет его цифровизации:

 ввести механизм заведомого планирования ожидаемых объемов субсидий, чтобы определить возможности бюджета для их удовлетворения. В первую очередь для принятых, но неудовлетворенных заявок, вводится электронная очередь  лист ожидания. Также необходимо наладить предварительный сбор заявок от потенциальных получателей субсидий и их обработку в цифровом формате, что позволит увязать объемы ожидаемых субсидий с возможностями бюджета и не допустить факт возникновения неудовлетворенных заявок на получение субсидий. В данный момент из-за отсутствия такого механизма объемы поступивших заявок превышают возможности выделенных на эти цели бюджетных средств, в результате чего ежегодно растут объемы неудовлетворенных заявок на получение инвестиционных субсидий;

 коренным образом пересмотреть функционал существующей системы учета животных (ИСЖ) с целью исключения влияния человеческого фактора на формирование базы данных. Для этого будет разработан новый программный продукт, позволяющий перевести на цифровой формат все процессы по учету животных, автоматизации передачи информации и исключающий влияние человеческого фактора на формирование базы данных ИСЖ;

Целью этих изменений должно стать то, чтобы все субъекты АПК имели одинаковый доступ к субсидиям  максимально упрощается процедура получения субсидий (предоставляются только документы, подтверждающие факт реализации продукции, покупки техники, оборудований, ТМЦ, племскота и оплаты услуг по подаче поливной воды. Вся остальная необходимая информация системой будет подтверждаться в автоматическом режиме путем запроса из других баз данных).

На заседании комиссии были представлены также новые схемы субсидирования различных отраслей сельхозпроизводства.

Так, в животноводстве/птицеводстве предполагается оставить 2 вида субсидий: за приобретенный племенной молодняк/суточных цыплят и субсидии на объем реализованной продукции. Для их получения животноводам необходимо:

 предоставить платежные документы, подтверждающие факт реализации продукции (при реализации живого скота на откормплощадку и при покупке племмолодняка система должна подтвердит через ИСЖ факт постановки на учет животных новым владельцем);

 участвовать в породном преобразовании (автоматически подтверждается системой из базы ИАС).

Птицеводы для получения субсидий должны представить банковские платежные документы, подтверждающие факт реализации продукции и покупки племенных суточных цыплят для формирования родительского стада.

Требование к субъектам обеих отраслей  быть благополучным по особо опасным заразным болезням (у животноводов это автоматически подтверждается системой из базы данных ИСЖ).

В растениеводстве актуальными признаны три вида субсидий: инвестсубсидии за приобретенные посадочные материалы, субсидии на объем реализованной продукции, субсидии на минеральные удобрения, пестициды и услуги по подаче поливной воды. Для их получения необходимо соблюдать севообороты, а также документально подтвердить факт приобретения вышеупомянутых товаров/получения услуг: продажи продукции, покупки удобрений, пестицидов, посадочного материала многолетних насаждений, оплаты за услуги по подаче воды.

Все подходы, которые будут выработаны рабочей группой, будут широко обсуждены с общественностью, ассоциациями, союзами и агробизнесом. Это позволит решить главную проблему взаимодействия субъектов АПК и государства  законодательное закрепление принципов стабильности и преемственности государственной поддержки, внедрение государственной информационной системы субсидирования, способной обеспечить выдачу всех субсидий на базе одной информационной системы с учетом справедливого распределения.

В завершение заседания глава ведомства поблагодарил всех членов рабочей группы за активную работу и поручил в недельный срок доработать систему субсидирования с учетом высказанных предложений, замечаний и вынести проект на следующее заседание рабочей группы.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика