На конференции Asia Grains & Oils Conference in Qazaqstan 2022 состоялась дискуссия между представителями зернотрейдеров и перевозчиков. Канат Кобесов, председатель совета правления национальной ассоциации экспортеров KazGrain, заявил, что перевозка стала «золотой», поскольку тариф вырос в два раза — до 2 млн тенге/вагон, а Сергей Мосолкин, первый вице-президент АО «Астык Транс», объяснил это тем, что стоимость приобретения вагонов-зерновозов в Казахстане для операторов рынка возросла на 80%.

Канат Кобесов высказал недоумение, почему расходы на перевозку непомерно выросли, практически удвоившись с лета.

— Еще в июне, июле, августе ставки за вагон были до 1 млн тенге, сейчас — под 2 млн, — сказал Канат Кобесов. – Это что за «золотая» перевозка такая? Как она формируется? Экспортеры не от хорошей жизни обращаются к другим видам подвижного состава, — отметил Канат Кобесов. – Вот у меня партнер – берет цементовозы на особых условиях и везет зерно в них. Казалось бы, это нонсенс. Но так поступать приходится.

— Дело в том, что объем перевозок на экспорт в этом году на 40% больше, чем в прошлом. То есть, парк зерновозов никуда не ушел, а его дефицит связан с тем, что объемов больше перевозят, — сказал Сергей Мосолкин. — Просто сейчас, благодаря большому урожаю — слава Богу, Казахстан получил большой урожай, — и рыночной конъюнктуре, которая сложилась так, что цены на зерно в РК низкие, а в Узбекистане высокие, все заявили объемы на экспорт и хотят вывезти урожай за два месяца. Но это невозможно! Я сейчас говорю не только за «Астык Транс», я отвечаю за всех операторов вагонов, — привел доводы Сергей Мосолкин.

— Речь идет об отложенном спросе на казахстанскую пшеницу из-за квот в странах Средней Азии, прежде всего в Узбекистане, который возник из-за ограничений на экспорт зерна из Казахстана и пришелся на осень этого года, — подтвердил Канат Кобесов. — И чтобы извлечь выгоду из такой ситуации, увеличивается ли парк вагонов в РК, чтобы реализовать экспортный потенциал нашей отрасли? Есть ли программа пополнения?

— Количество вагонов только увеличивается в Казахстане. Другое дело, что оборот вагонов — это отдельная больная тема, действительно, оборот вагонов снижается, ухудшается. Но в целом, нынешняя железнодорожная инфраструктура Казахстана позволяет вывозить 1 млн тонн зерна в месяц. Но за 2 месяца вывести объемы невозможно. Постепенно зерно будет вывезено, — заверил Сергей Мосолкин. — Что же касается пополнения парка, то стоимость приобретения вагонов для нас, операторов, выросла на 80%. Так, в прошлом году мы покупали вагон за 3,5 млн руб., сейчас он стоит уже 4,1 млн. Плюс  курс рубля существенно вырос к тенге. И получилось, что в прошлом году мы покупали вагон за 18 млн тенге, а в этом – уже за 32 млн тенге. Также повысилась стоимость ремонта зерновозов из-за роста цен на колесные пары — от 40 до 60%.

И при этом глава «Астык Транс» особо отметил, что при этом стоимость аренды вагонов в этих условиях повысилась всего на 20% — в пределах инфляции.

Далее Сергей Мосолкин обратил внимание на сезонный спрос на перевозки.

— Мы находимся в рынке, и наши зерновозы в РК востребованы. Услуги российских компаний, которые предлагают зерновозы, на треть дороже, и мы не намерены в условиях роста стоимости на вагоны давать дешевые ставки, с учетом того, что летом они будут снижаться традиционно.

Далее участники конференции ожидали ответ на вопрос: будут ли еще повышаться тарифы на перевозки зерна? Глава транспортной компании ответил, что тарифы, естественно, вырастут на величину инфляции, но в то же время цены «Астык Транс» конкурентоспособны по сравнению с другими участниками рынка и позволяют вкладываться в обновление парка вагонов и ж/д-инфраструктуры.

— Какой-то инфляционный рост будет. Но летом ставки традиционно будут снижаться из-за падения спроса. Мы удовлетворяем требованиям рынка, просто сейчас двойной спрос на вагоны. Рынок ж/д перевозок абсолютно открыт, операторский бизнес — это не монополия. Если цена была бы неудовлетворительная, сюда бы приехал российский парк. Если никто не приезжает и не работает на нашем рынке, значит, наши цены вполне адекватны себестоимости перевозок. Мы ставим такую цену, которая позволяет нам инвестировать в парк вагонов, — заверил Сергей Мосолкин.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика