В интервью сайту Тенгриньюс.кз министр сельского хозяйства Сапархан Омаров прояснил позицию государства о перспективах и возможностях зернопроизводящих агроформирований для выполнения своих экспортных обязательств.

Фото из открытых источников

Итак, какие же вводные, по мнению министра, способствовали принятию запретов на экспорт зерна и муки?

Во-первых, очевидно нерекордный валовый сбор пшеницы в прошлом году – он снизился на 3 млн тонн по причине засухи. Такая же ситуация сложилась и в РФ, и в Украине, тоже специализирующихся на экспорте зерновых. А вот спрос на зерно на традиционных наших рынках сбыта – в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Афганистане и Иране – совсем не уменьшился, а наоборот, все время растет, по причине роста как численности населения, так и поголовья скота и птицы.

Во-вторых, инвентаризованные остатки продуктов на складах в некоторых областях составляли всего 2 месяца. Так что нужно было сохранить остаток зерна, который позволит стране дожить до нового урожая, а он таял с большой скоростью. Так, только за март 2020 года на экспорт ушло 599 тысяч тонн пшеницы, что на 100 тысяч тонн больше объема экспорта в самый пиковый месяц этого маркетингового года. Всего в марте в зерновом эквиваленте ушло 743 тысячи тонн пшеницы и муки, и через три месяца запас закончился бы. К чему это привело бы – в лучшем случае взрывному многократному повышению цен на хлеб, а в худшем…

В-третьих, прогнозы некоторых международных организаций говорят о том, что и этот год щедрым на осадки не будет, так что важно обеспечить переходящий остаток зерна.

Именно поэтому на основе коллегиального решения и анализа рынков соседних стран, наиболее вероятных тенденций агроэкспорта и был принят ряд заградительных мер.

Установление квот позволило создать положительный баланс прихода-расхода зерна, при поставках в фиксированных объемах по определенным ценам на внутренний рынок. Так удалось полностью удовлетворить потребность регионов в муке без повышения цен на социальный хлеб.

Первейшая задача государства, и МСХ в частности – обеспечение внутренней продовольственной безопасности страны, и для этого поддержка АПК оказывается очень значительная. В текущем году правительством был в достаточной степени поддержан казахстанский агропром: было выделено порядка 300 миллиардов тенге субсидий и при весеннем уточнении бюджета было дополнительно выделено 60 миллиардов на субсидирование сельского хозяйства. Также не надо забывать про налоговые льготы для сельхозпредприятий и предприятий переработки сельхозпродукции.

При поддержке премьер-министра РК Аскара Мамина в 2019 году была погашена задолженность по субсидиям в сумме 78,2 миллиарда тенге, которая на протяжении нескольких лет не решалась и переходила из года в год.

Что касается доступа к финансам, то в текущем году Главой государства было одобрено выделение дополнительных кредитных средств по программе «Экономика простых вещей», это и 100 миллиардов тенге на весенне-полевые работы, чего раньше никогда не было, и 400 миллиардов тенге на кредитование производства и переработки сельхозпродукции.

И вот после того, как угроза продовольственной безопасности миновала, нужно со всей ответственностью и оперативностью дать возможность отечественным сельхозформированиям исполнить свои экспортные обязательства. Это ведь не только приток денег в АПК на его многочисленные нужды, но и поддержание имиджа нашей страны как надежного партнера – поставщика жизненно важного для стран ЦА региона ресурса.

Сейчас в мире упрощаются карантинные меры из-за пандемии короновируса, а значит, будет постепенно восстанавливаться нормальный товарооборот, и мы должны на это динамично реагировать – ПЛАНИРУЕТСЯ СНЯТЬ С 1 ИЮНЯ 2020 ГОДА ВСЕ РАНЕЕ ВВЕДЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ЗЕРНУ И МУКЕ, А ТАКЖЕ ДРУГИМ ПРОДТОВАРАМ.

Практически весь предыдущий месяц в адрес Зернового союза звучали весьма неприятные вещи.Но, по мнению Сапархана Омарова, подобные обвинения беспочвенны. Ведь общественная отраслевая организация «Зерновой союз Казахстана» в этом качестве аккредитована как в МСХ, так и в НПП «Атамекен». Сам по себе механизм описан в нормативно-правовом акте, посредством которого и были введены ограничения, он понятен и прозрачен. И здесь «Зерновой союз» осуществлял только сбор и обобщение заявок, консультирование экспортеров. В конечном счете квоты получили все СХТП, кто обратился и соответствовал правилам. И последний аргумент – так, доля членов «Зернового союза», к примеру, в апрельской квоте составила всего 28%.

Подводя итоги, можно сказать, что МСХ и в дальнейшем будет тесно сотрудничать со всеми субъектами агробизнеса.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика