О том, как удается решать общие актуальные проблемы отрасли на конкретном предприятии, на XIII Молочной Олимпиаде рассказал генеральный директор и основатель бренда «Natige» Ерлан Ашим. На III Футурологическом конгрессе «Молочный завод будущего» предприниматель поделился опытом, как он развивает свой бизнес, ориентируясь на современные тренды в потреблении молочной продукции, и как маркетинг в пользу молодой аудитории позволяет успешно выпускать высокомаржинальные продукты.
Свое выступление он начал с того, что рассказал о инвестиционном климате в Казахстане. По его словам, стереотипное мнение о коорупции в Казахстане с засильем всевластных «агашек» не соответствует действительности.
«Вынужден разочаровать – не все так примитивно и плохо, вот эти агашки, которых называют властями предержащими, они, наоборот, поддерживают бизнес. Власти республики заинтересованы в том, чтобы обеспечить инвесторам максимально удобные условия. Коррупционные проблемы чаще всего создают предприниматели, не желая вести «белую» бухгалтерию», – отметил Ерлан Ашим.
Также он добавил, что в РК много путей финансирования предпринимателей. В частности, он убедился в этом на своем примере – так, в КазАгроИнвесте рассмотрели за 24 часа заявку на выделение земельного участка в столице для реализации проекта компании «Натиже», потом в течение полугода оформили и обещали подвести коммуникации.
Так что возможности для развития своего дела в РК есть, а основной проблемой казахстанских бизнесменов на сегодняшний Ерлан Ашим считает недостаток знаний, нехватку грамотного персонала – что в финансовом плане, что в технологии, что в инженерии.
Что касается непосредственного производства на карагандинском молочном комбинате «Natige», по данным директора здесь ежедневно перерабатывается 80 тонн молока.
«Количество SKU превышает сотню – в том числе несколько видов кефиров и йогуртов, мороженого, мы выпускаем пастеризованные продукты с малыми сроками хранения. Это стало нашим уникальным торговым предложением», – представил свою компанию Ерлан Ашим.
Он также обратил внимание, что в республике не хватает качественного молока-сырья, в том числе и для его предприятия.
«Молоко, которое поступает на переработку в «Natige», сборное: 60–70% сырого молока приходит с крупных ферм, остальные объемы из ЛПХ. С личными хозяйствами ведем методическую работу для повышения качества, обучаем крестьян, недавно обновили молоковозы. Но с дефицитом молока все равно сталкиваемся», — рассказал Ерлан Ашим. – В связи с этим мы решили развивать небольшие предприятия крафтового направления там, где есть достаточные объемы сырья. Так родился проект Milk House. Это открытое – за стеклом – производство сыров высочайшего качества, переработка составляет всего от 500 литров до 1 тонны. Также работает цех десертов, который производит 100–200 кг плавленых сыров, молочных десертов. Выпускаем десерты в удобной упаковке, с ложечками. Работает цех gelato (мороженого) – это тоже очень востребованный продукт. Мы на этих проектах зарабатываем и очень надеемся, что молока станет больше».
Основную ставку компания делает на автоматизацию производства, на обслуживание запросов молодой аудитории, и это позволяет ей удерживать позиции на высококонкурентном рынке.
«Мы поняли, что есть разные варианты решений, и не надо рвать на себе волосы в поисках сырья и специалистов – надо искать выход из положения. Мы осваиваем сейчас несколько необычную для молокопереработчиков нишу по выпуску печенья «курабье», задумываемся также о выпуске растительного молока. При расширении ассортимента считаем очень важным ориентироваться на молодое поколение – тогда и новые возможности для производителей найдутся. Молодые люди вырастают, становятся родителями, и привычные кисломолочные продукты считают скучными. Для этих продвинутых потребителей мы выпускаем высокопротеиновый кефир, делаем удобные для потребления на ходу продукты», – подчеркнул Ерлан Ашим.
В перспективе, считает он, все технические новшества в компании тоже будет реализовывать молодое поколение.
«Нам в Казахстане нужно думать больше про автоматизацию заводов, и в этом процессе тоже надо ориентироваться на молодежь. Нужно производить то, что просит клиент, а не то, что нравится нам», – резюмировал Ерлан Ашим.
Опубликовано в журнале «Агробизнес. Казахстан», № 5, 2022