На заседании правительства прозвучали разные мнения о необходимости ввода системы маркировки для различных видов товаров. Так, председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев считает маркировку молочной продукции перспективной, а председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов – преждевременной.

Фото из открытых источников

Как сообщил глава единого оператора, в данный момент маркируются экспортные поставки в РФ, и его ведомство готово запустить аналогичную систему с 1 января 2022 года после отработки вопросов со всеми членами ЕАЭС. В числе плюсов проекта Куанышбек Есекеев назвал поступление в бюджет до 2025 года 2,0 млрд тенге за счет уменьшения теневого рынка и прирост выручки легального бизнеса 16,5 млрд тенге. Для того чтобы уменьшить затраты производителей продукции на маркировку ведутся переговоры с производителями упаковки, чтобы наносить маркировку непосредственно в процессе производства, исключая лишнее вмешательство. Свою лепту в рост экономики, предполагается, внесут и создание экосистемы айти-серверов, развитие упаковочной промышленности и локализация оборудования маркировки.

Другую оценку дал Аблай Мырзахметов. Он согласился с тем, что маркировка товаров позволит обеспечить прослеживаемость всех звеньев товаропроводящей сети «производство/импорт – дистрибьютор – розница – потребитель», а контроль за оборотом товаров защитит рынок от контрафактной продукции, что обеспечит увеличение налоговых поступлений и сделает реальным обеспечение безопасности потребителей. К дополнительным плюсам новшества относятся равные условия для ведения бизнеса и выстраивание бизнес-процессов для отслеживания оборота товаров, а к минусам – высокие затраты на оборудование, дополнительные издержки (получение кода маркировки, перенастройка производства).

Далее, по мнению спикера – в мировой практике маркируются в основном акцизные товары и лекарственные средства: в США и Южной Корее – лекарства, в Бразилии, Турции – лекарства, табак и пиво, в КНР – лекарства и продукты питания, в ЕС – лекарства, алкоголь и продукты питания.

Поэтому маркировку молочной продукции – молока, сливок, пахты, йогурта, кефира, сливочного масла, сыров, творога, мороженого – НПП «Атамекен» с обратившимися к нему предпринимателями считает избыточным. У нас и так множество документов, подтверждающих происхождение и качество товаров этой категории: технический регламент обеспечивает соответствие нормам производства, ветеринарный сертификат подтверждает биобезопасность, ЭСФ обеспечивает документальную прослеживаемость продукции.

А с учетом того, что из 214 молокоперерабатывающих предприятий, производящих 1 млн 388 тысяч тонн продукции, экспортируют свою продукцию 13 компаний в объеме 158,9 тысячи тонн (около 10%), то предлагается не усложнять жизнь бизнесу, ориентированному в основном на внутренний рынок, а маркировать лишь продукцию, отгружаемую в страны ЕАЭС, в частности в РФ. К тому же не стоит забывать, что действенная система маркировки потребует затратить 9,7 млрд тенге на установку оборудования в течение приемлемого срока для подготовки бизнеса, а реально заработает только при установлении зеркальной ответственности единого оператора и вовлечении всей системы ретейла.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика