По информации Каната Кобесова, председателя совета правления национальной ассоциации экспортеров KazGrain, только по причине дефицита вагонов-зерновозов в РК зерновой экспорт может сократиться на 1,1 млн тонн, а в целом уменьшение может составить 3,8 млн тонн. Такие данные он привел на конференции Asia Grain&Oil 2022.
— Текущий парк зерновозов в Казахстане насчитывает примерно 9 800 единиц, в т.ч. работает два частных перевозчика и еще три компании готовы выйти на рынок, однако в сегодняшней ситуации не хватает 1 200 единиц зерновозов. Не от хорошей жизни, а в качестве вынужденной меры, мы пошли на погрузку в крытых вагонах, полувагонах, даже освоили цементовозы, и лишь в небольшой мере используем контейнера. Разница в тарифах ощутима: при перевозке в зерновозах 1 тонна зерна обходится в 35 долларов, а в контейнерах — 65 долларов. При такой разнице тарифов на зерновозы и контейнеры говорить о какой-то контейнеризации не приходится. В Казахстане сегодня в контейнерах перевозится только 3% грузов, тогда как наш сосед Китай перевозит так практически все. И дело именно в тарифе, а не в нежелании экспортеров. Все согласятся со мной – даже если нам скажут «везите зерно в ведрах», и это будет экономически выгодно, мы и в ведрах повезем.
Другая проблема отечественных экспортеров, на которую указал спикер, — низкая скорость движения составов.
— При нормативных условиях скорость передвижения составляет 300-330 км в сутки по Казахстану и 200 км – на экспорт, а реальная — 200 км в сутки по Казахстану и 150 км при экспорте в страны Средней Азии. При нынешнем дефиците вагонов в 1 200 единиц это уже ведет к невывозу зерна на экспорт в объеме 1,1 млн тонн в год. В целом удовлетворенность качеством перевозок составляет всего 30% со стороны экспортеров, в то время как в мировой практике 2-3% являются критичными. А если добавить к этому, что на жд путях остаются брошенными целые поезда, то в текущих условиях мы можем не вывезти порядка 4 млн тонн зерна, — подвел итоги спикер.