Своими прогнозами и оценками в преддверии сезона-2021/22 с читателями «Агробизнес. Казахстан» делится Евгений Карабанов, официальный представитель Зернового союза Казахстана, учредитель группы компаний «Северное Зерно».

Фото: pixabay.com

– Евгений Александрович, как вы оцениваете предварительные итоги МГ 2020/2021 для вашего предприятия?

– Итоги нынешнего сезона для нашей компании сложно назвать оптимистическими. В первую очередь это связано с известными логистическими проблемами, которые помешали нам отправить в срок грузы в китайском направлении. Отгруженные вагоны стояли на путях более пяти месяцев, и в итоге мы вынуждены были их возвратить обратно. Естественно, это не в лучшую сторону отразилось на объемах торговли и доходности. В целом мы ожидали более хороших результатов, но приходится работать с тем, что есть.

– Как оцениваете спрос/предложение/цены в следующем сезоне на зерновые/масличные в общих чертах в РК?

– Я думаю, какие-то серьезные прогнозы на будущий урожай делать еще рано: разные условия в целом по РК в основных регионах производства масличных и зерновых, и ясно одно – высокий спрос на семена масличных в целом в мире сохраняется, и тенденция также будет реализована и в РК в следующем сезоне. Прямым подтверждением этому является ввод большого количества перерабатывающих мощностей: запускаются заводы по переработке, поэтому спрос на такие масличные, как подсолнечник, рапс и лен, будет повышенным и в РК, и за ее пределами.

Евгений Карабанов

– Какие рынки сбыта будут актуальны, изменятся ли экспортные направления с учетом сложностей на границе РК с КНР?

– Актуальными рынками сбыта пшеницы остаются страны ЦА, Афганистан, КНР – если не будет логистических серьезных проблем. Удивил в этом году Иран, который после долгого перерыва начал активно покупать казахстанскую пшеницу. В целом в этом сезоне на традиционных рынках сбыта присутствие казахстанских экспортеров будет значительным. Что касается ячменя – ожидается повышенный спрос со стороны Китая, да и Иран останется его неизменным покупателем. Говоря о масличных культурах, можно сказать, что казахстанский подсолнечник пойдет в первую очередь в КНР, страны ЦА. Особенно показателен пример Узбекистана, который в этом году настолько активно покупал подсолнечник, что обогнал Китай в импорте культуры. Не сбрасываем со счетов производителей из РФ, которые нет-нет, да и заходят на рынок РК за сырьем. Кроме того, есть покупатели в Таджикистане, Кыргызстане – в общем, подсолнечник невостребованным не будет. По рапсу ситуация не столь однозначно оптимистичная: его производство с каждым годом падает, потому что его покупатели – постоянные, можно сказать, штучные. Направлениями его сбыта будут Иран, Афганистан и, возможно, Турция, как и в предыдущем сезоне. Лен гораздо более востребованная культура, его покупатели – Восточная и Западная Европа, Китай, далее по убыванию: Афганистан, РФ. Естественно, объемы экспорта в Китай будут определяться тем, насколько удастся решить логистические проблемы и обеспечить нормальную скорость прохождения поездов через границу.

– Как эти сложности повлияли на ваше предприятие, на что вы обратите внимание в следующем сезоне?

– Логистические проблемы привели, естественно, к снижению доходности. Чтобы в дальнейшем этого не произошло, будем диверсифицировать поставки, больше внимания обращать на Восточную и Западную Европу. Что касается КНР, попробуем разные варианты: возможно, более эффективной окажется отправка контейнерами или каким-то другим способом, если будет нужно, то изменим маршрут – будем отправлять через территорию РФ, на Манчжурию. Сейчас эти все вопросы отрабатываются, сложно сказать, что из этого будет реализовано. Но, в любом случае, китайский рынок является для нас существенным и одним из основных – это факт, он очень интересен в силу его большой емкости, платежеспособности, и мы не собираемся отказываться от этого рынка, просто будут внесены определенные корректировки в логистику и сделаны выводы, чтобы ситуация этого года не повторилась.

– Спасибо за интервью.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика