О ходе расследования фактов коррупции в компании «Қазақстан темір жолы» сообщил руководитель Службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Саян Ахметжанов на брифинге Службы центральных коммуникаций. По его подсчетам, в среднем в месяц по стране КТЖ осуществляет подачу почти 400 тысяч груженных вагонов, при этом суммы незаконного вознаграждения могут достигать нескольких миллиардов тенге.
По словам Ахметжанова, коррупционные риски возникают из-за недостаточного контроля и произвольной трактовки правил.
«Из-за отсутствия автоматизации и несовершенства правовых актов чиновники от КТЖ имеют возможность искусственно создавать административные барьеры и вынуждают бизнес давать взятки за получение вагонов. Все это подтверждается материалами расследуемых нами уголовных дел», — сказал представитель Антикора.
По приведенным спикером данным, за последние пять лет зарегистрировано 139 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и ее подведомственных организаций (2018 год – 34, 2019 год – 81, 2020 год – восемь, 2021 год – четыре, 9 месяцев 2022 год – 12), по ним осуждено 54 лица. Например, в октябре этого года осужден руководитель костанайского филиала «КазТемирТранс» Усабеков, который организовал преступную схему и получал о предпринимателей взятки за предоставление вагонов, суммы варьировалась от 100 тыс. до 1 млн тенге.
Также руководитель Службы превенции считает, что данная проблема выходит за рамки ведомственной и влияет на отечественную экономику в целом: созданные в системе КТЖ административные барьеры мешают развитию бизнеса, влияют на ценообразование и не способствуют развитию транспортно-логистического потенциала страны. Для ее решения проведены консультации с руководством КТЖ, общественностью и бизнес-сообществом, исполнение итоговых рекомендаций взято на контроль Антикором.
В последние месяцы грузоотправители по железной дороге сталкиваются со следующими проблемами: дефицит локомотивной тяги, загруженность магистральных путей, регулярно вводимые ограничения на погрузку. По данным ассоциации экспортеров KazGrain, в Казахстане брошено порядка 500 поездов.