Бензин и дизельное топливо подорожают в Казахстане. Соответствующий приказ будет опубликован в ближайшее время. Об этом 3 апреля на брифинге в СЦК сообщил исполняющий обязанности министра энергетики Болат Акчулаков.
Предельные розничные цены на Аи-92/93 повышаются до 205 тенге за литр (сейчас 182–187 тенге за литр в зависимости от региона), дизтопливо – до 295 тенге (сейчас 230–260 тенге в зависимости от региона).
Документом будет зафиксирована единая предельная розничная цена на топливо в стране. В настоящее время стоимость бензина и дизеля в различных регионах разная.
Болат Акчулаков сообщил, что после завершения модернизации на трех нефтеперерабатывающих заводах объем переработки нефти вырос на 3 млн тонн. Сейчас в год перерабатывается около 17 млн тонн сырой нефти.
«За последние пять лет мы увеличили объем производства бензина на 70%, то есть с 3 млн до 5 млн тонн, дизельного топлива на 30% — с 4 млн до 5,2 млн тонн»,- сказал Б. Акчулаков.
Хотя в прошлом году Казахстан достиг рекордного показателя по производству дизельного топлива — 5,2 млн тонн, его нехватку ощутили в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн (без учета зимнего дизтоплива) пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.
По его словам, если сейчас не сократить разницу в ценах, то «уже в ближайшее время» Казахстан столкнется с тотальным дефицитом топлива. Он отметил, что при сохранении существующих предельных цен объемы перетока дешевого казахстанского дизтоплива за пределы страны будут только увеличиваться.
По данным Минэнерго, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже казахстанского топлива на 45%, в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 тенге за литр, в Узбекистане оно дороже в два раза – 480 тенге за литр (выше на 101%). Таким образом, маржа от перепродажи казахстанского дизтоплива за границу составляет от 50% до 120% и более. По оценкам Минэнерго РК, суммарно перекупщики получают таким образом до $140 млн в год.