
Компания КТЖ с 7 марта планирует повысить стоимость услуг магистральной железнодорожной сети путём введения повышающих коэффициентов. Это может привести к увеличению ставки на отправку одного вагона-зерновоза на экспорт на 110%. Если сейчас доставка одного вагона-зерновоза с севера Казахстана в Узбекистан стоит чуть менее 500 тыс. тенге, то с марта цена превысит 1 млн тенге, сообщает портал ElDala.kz.
Повышение тарифа на услуги железной дороги может свести на нет эффект от предложения Минсельхоза о введении транспортных субсидий для поставки 2 млн тонн казахстанской пшеницы на удалённые рынки.
У экспортеров не останется другого выхода, кроме как просить у фермеров снижения цен на зерно примерно на 10%. Учитывая, что в нынешнем сезоне рентабельность многих зерновиков находится примерно в таком пределе, у крестьян, работающих в ноль, возникнут проблемы с качественной подготовкой к посевной.
Компания КТЖ объясняет своё решение необходимостью финансирования масштабных инфраструктурных проектов и поддержания магистральных сетей в хорошем состоянии.
Ассоциация национальных экспедиторов РК и Национальная ассоциация экспортеров KazGrain обратились к премьер-министру РК Олжасу Бектенову с предложениями об отсрочке введения коэффициентов до 1 июня 2025 года и ограничении повышения тарифа до 24%.
Такой подход позволит Казахстану избавиться от излишков зерна прошлого урожая, сохранить стабильность цен на пшеницу и качественно подготовиться к посевной.