– таков лейтмотив обращения отраслевых союзов в ходе обсуждения мер реализации послания главы государства от 1 сентября 2020 года.
Как сообщает один из подписантов обращения – Зерновой союз РК, для повышения производительности труда в 2,5 раза и объемов экспорта в 2 раза необходимо поддерживать, а лучше – форсировать темпы обновления сельхозтехники, поскольку именно он обеспечивает повышение производительности труда и, как следствие, общей рентабельности хозяйства. При этом качественную, высокопроизводительную и, главное, доступную сельхозтехнику фермер должен выбирать исходя из собственных производственных задач и предпочтений.
Но мало того, что из-за постоянного роста цен обновление машинно-тракторного парка идет очень низкими темпами (цена в тенге за последние 5 лет на комбайн CLAAS Tucano 440 выросла на 175%, на комбайн Есиль КЗС-760 – на 152%, на комбайн Вектор KZ 410 – на 116%, на комбайн John Deere W660 – на 85%, и только в текущем году цены на сельхозтехнику выросли на 15%), так еще и утильсбор прибавляет к этим цифрам порядка 11 млн тенге на трактор и 12,5 млн тенге на комбайн.
В связи с этим профильные отраслевые ассоциации, включая Зерновой союз Казахстана, обращаются в адрес Министерства сельского хозяйства РК с предложением включить в Общенациональный план по реализации Послания Главы государства следующие пункты:
- Повышение доступности сельскохозяйственной техники для сельхозтоваропроизводителей, через отмену утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику
Отраслевые ассоциации неоднократно предупреждали в своих письмах МСХ и Мининдустрии о негативных последствиях введения утильсбора, который непосредственно оплачивает фермер, а в конечном итоге – потребитель. Рост цен на запчасти и технику приводит к резкому снижению количества приобретаемых тракторов и комбайнов.
Утильсбор также не является жизненно необходимой мерой для развития отечественного сельхозмашиностроения: предприятия освобождения от уплаты НДС (12%) и импортных пошлин (10%), инвестиционных субсидий из республиканского (25%) и местного (10%) бюджетов, льготного лизинга через АО «БРК-лизинг», льготного кредитования по линии СПК и прочих фондов. Но тем не менее цена на их продукцию за последние пять лет выросла в несколько раз. Причиной этому может служить как девальвация национальной валюты и соответствующего удорожания стоимости импортных комплектующих, указывающего на низкий уровень локализации производства, так и курс на серьезное увеличение маржинальности сборочных производств в Казахстане.
- Обеспечение прозрачности и общественного контроля над распределением средств, поступающих во внебюджетные фонды.
Пункт 4-1 статьи 16 Экологического кодекса РК наделяет Правительство РК полномочиями в части определения или учреждения оператора расширенных обязательств производителей/импортеров. В настоящее время нет никакой информации о распределении собранных ТОО «Оператор РОП» средств, количестве утилизированной техники, что ставит под сомнение эффективность деятельности компании, а также идет в разрез с поручением главы государства в части жесткого общественного мониторинга компаний.
- Содействие увеличению темпов обновления сельхозтехники
Для достижения поставленных задач предлагаем отменить уплату импортной пошлины и НДС на сельскохозяйственную технику и запасные части для всех производителей, а также увеличить объемы инвестиционного субсидирования на приобретение сельскохозяйственной техники до 50% из всех бюджетных источников, а также изъять в сложный период экономического кризиса сельхозтехнику из приказа и.о. министра энергетики Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 695 «Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)».