Ситуация с доставкой в Китай казахстанского сельхозэкспорта продолжает оставаться напряженной. Эксперт ЗСК Евгений Карабанов на странице в Facebook отмечает, что отправленные 6-7 ноября вагоны до сих пор не приняты китайской стороной. Причиной простоя называют усиление мер противоэпидемиологической безопасности на границе с КНР.
В то же время в официальном письме представитель АО НК КТЖ сообщает, что «погрузка простаивает по причине неприема китайской стороной… вагоны простаивают длительное время, погодные условия постоянно переменчивы, тепло/холод/мороз, что может привести к образованию конденсата и порче груза». Решение проблемы региональным представителем КТЖ видится в том, чтобы «рассмотреть возможность по переадресации груза в другие страны».
Эксперт ЗСК считает, что подобные действия нереализуемы – нет смысла «переадресовать на другую станцию (какую, если на переходе Алтынколь/Хоргос те же ограничения)», а за то, чтобы вернуть груженые вагоны на станцию отправления, грузоотправитель должен заплатить. «Просим вас переадресовать вагоны на другие пункты назначения или другую станцию отправления. При этом перевозчику должны быть оплачены дополнительные провозные платежи и расходы, понесенные им с в связи с препятствием», – официально сообщают представители КТЖ.
По данным ЗСК, на сегодняшний день в переходе Достык скопилось более 12 тысяч вагонов, в этой чрезвычайной ситуации экспортеры просят государство принять меры на высшем уровне.
Проблему постепенно решает НПП «Атамекен» – по словам директора департамента пищевой промышленности палаты Ербола Есенеева, железнодорожники казахстанской и китайской стороны договорились об увеличении пропускной способности китайской ЖД в два раза – с 7 до 14 составов.
Для выполнения всех организационных мероприятий сегодня на станцию Достык выезжают сотрудники НОД Алматы.