Рост объемов экспорта и закрепление на внешних рынках, формирование экспортного пула, использование потенциала Исламской организации продовольственной безопасности – вот основные цели Стратегии развития акционерного общества «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация» на ближайшее десятилетие. Во внутренней же политике аграриев поддержат с помощью усиления диверсификации программ форвардного закупа культур с упором на наиболее выгодные, которые являются сырьем для изготовления социально значимых продуктов, а также формированием семенного фонда – корпорация выступит главным импортером семенного материала, который затем будет реализовываться непосредственно фермерам.
Продкорпорация планирует активизировать торгово-закупочную деятельность на рынке сельхозпродукции для повышения оборачиваемости, обеспечивающей рост доходности компании. Для этого Продкорпорация будет стремиться оперировать ежегодными объемами зерна в размере не менее 1 млн тонн, максимально используя имеющиеся инструменты закупочной политики и расширяя торговые связи на внутреннем и внешних рынках.
Как указано в документе, первоочередная задача нацкомпании – содействие развитию экспорта зерна:организация экспортных стабильных поставок, закрепление постоянного присутствия на внешних рынках путем открытия торгового представительства, формирование имиджа казахстанского экспортера как надежного партнера. Для этого планируется открыть собственный ХПП и/или мельничный комплекс в Узбекистане, чтобы отечественным предприятиям было легче закрепиться на рынке зерна и муки в этой стране и Центральноазиатском регионе в общем. Также будет продолжена работа по экспорту зерна на перспективный рынок КНР и на другие стратегические рынки сбыта.
В целях дальнейшего расширения географии экспорта казахстанского зерна и освоения новых направлений Продкорпорацией на постоянной основе будет проводиться работа по поиску потенциальных импортеров и установлению с ними долгосрочных торговых связей. Ключевыми контрагентами Продкорпорации будут государственные и крупные частные компании стран-импортеров.
Если говорить о текущем положении дел и перспективах, то на 2020 год экспорт составит предположительно 100 тысяч тонн, в том числе 45,2 тысячи т в КНР и 54,8 тысячи т в ЦА. К 2025 году в КНР планируется отправить 70 тысяч тонн и по 50 тысяч тонн в ЦА, Иран и Закавказье, что в сумме составит 220 тысяч т, то есть рост по сравнению с этим годом в 2,2 раза, а еще через пять лет, в 2030 году, в КНР планируется отгрузить 95 тысяч т, в ЦА 75 тысяч т., в Иран 50 тысяч т., а в Закавказье – 70 тысяч т., то есть всего 295 тысяч т. При этом осваивать рынки Ирана и Закавказья планируется уже в следующем 2021 году, отгрузив туда по 50 и 30 тысяч тонн соответственно, причем экспорт в ЦА упадет, по прогнозам, до 20 тысяч тонн. В целом же, если судить по графику планирования, то до 2030 года в Иран будет поставляться 50 тысяч тонн ежегодно, экспорт в КНР вырастет с нынешних 45,2 тысячи тонн до 95 тысяч тонн, в ЦА – до 75 тысяч тонн, как и в Закавказье.
Чтобы достичь этих показателей, планируется использовать механизмы закупок зерна на соседних рынках России и Украины и поставок по экспортным направлениям, а также перевозить его до пункта назначения, что позволит повысить конкурентоспособность казахстанского зерна на каспийском направлении и оптимизировать операционные издержки «Продкорпорации» на рынке сельхозпродукции.
Что же касается непосредственных сельхозтоваропроизводителей, которые стараниями «Продкорпорации» получат доступ к экспортным возможностям, то не будут обойдены вниманием именно мелкие и средние СХТП. Экспортный пул будет обеспечиваться путем консолидации мелких партий именно от таких категорий СХТП, которые получат возможность экспортировать свою продукцию по наработанным каналам сбыта «Продкорпорации».
К тому же высокое доверие и наработанная репутация позволят нацкомпании заключать экспортные сделки на условиях предоплаты за поставляемое зерно, что существенно снижает валютные риски и нивелирует риски неплатежа.
Экспортная выручка будет возвращаться СХТП за минусом комиссионного вознаграждения Продкорпорации. При этом использование СХТП собственного зерна позволит увеличить маржинальность от экспортных операций.
Интерес представляет также использование возможности сотрудничества с Исламской организацией по продовольственной безопасности, учитывая размещение штаб-квартиры данной организации в Казахстане – государстве, экспортирующем продовольственные ресурсы. В частности, речь идет о совместном формировании со странами-участницами ИОПБ Зернового фонда и выполнении при необходимости агентских функций по поставкам зерна в эти страны.
Кроме того, хорошо зарекомендовавшие себя казахстанские экспортеры могут привлекать через площадку ИОПБ инвестиции в сельское хозяйство РК, в том числе для развития производства халяль-продукции.
Также будут изучены возможности заключения Продкорпорацией с исламскими инвесторами из стран ИОПБ долгосрочных офтейк-контрактов на поставку казахстанской сельхозпродукции и организации производства подобной продукции в Казахстане.
Основной целью наведения порядка в экспорте казахстанского зерна и доступ к зарубежным рынкам в качестве надежных партнеров СХТП любых размеров и форм собственности, приведет к укреплению торговых связей, исключит из торговой цепочки посредников, повысит эффективность от реализации продукции отечественными СХТП, а также снизит ценовой риск «Продкорпорации» при закупе сельхозпродукции.