При этом через станцию, по договоренности между железнодорожниками РК и КНР, будет проходить лишь 14 пар поездов в сутки. Ситуацию с отгрузкой в китайском направлении обсуждали 8 декабря на совещании под председательством первого заместителя генерального директора «КТЖ-Грузовые перевозки» Каната Кобесова, с участием крупнейших экспортеров, а также представителей НПП РК «Атамекен», Союза зернопереработчиков Казахстана, Национальной Ассоциации экспортеров «KazGrain» и других, сообщает портал Казахзерно.
В октябре казахстанские фермеры отгрузили в Китай 20 тысяч тонн масличных, 30 тысяч тонн пшеницы, а также ячмень, муку и многое другое. Но до адресата они до сих пор не дошли – на станции Алашанькоу скопилось 12 000 вагонов, в том числе 1 500 вагонов, груженых сельхозпродукцией в объеме 100 тысяч тонн. А новый приказ китайских железнодорожников грозит еще сильнее осложнить ситуацию и свести на нет усилия руководства «КТЖ-Грузовые перевозки».
По информации главы КТЖ Каната Кобесова, для контроля за ситуацией в ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» создан оперативный штаб, также была проведена видеоконференция с представителями Урумчийской железной дороги, во время которой была достигнута договоренность о приеме 14 пар поездов в сутки (казахстанская сторона предложила увеличить это количество до 18). Но она вступит в силу лишь после 13 декабря, а до этого времени китайские железнодорожники, выполняя санитарно-защитные требования, поезда из РК принимать не будут.
В этой ситуации экспортерам сельхозпродукции предлагают перенаправить груженые вагоны, чтобы разгрузить грузопотоки и сохранить надлежащее качество товара, но исключительно за свой счет. При этом согласно ст.28 СМГС, «если в течение восьми суток после направления запроса отправителю, не поступают указания или поступают невыполнимые указания отправителя о действиях с грузом, то перевозчик имеет право распорядиться грузом». Крайний срок в данном случае наступит 12 декабря.
И если по его истечении перевозчик вернет вагоны отправителям, компенсировав свои затраты за их же счет, то экспортеры сами должны решить, в какую другую страну отправлять уже полностью подготовленный для экспорта товар. Если говорить о европейском направлении, то, по словам эксперта ЗСК Евгения Карабанова, затраты на логистику семян льна увеличиваются в два раза – до 120 евро вместо 67, так что такая операция не окупится. Кстати, от ответственности казахстанских грузоотправителей за невыполнение контрактов это не освобождает – закон в этом случае полностью на стороне истца, поскольку запрет на погрузку или выгрузку грузов должны принимать соответствующие ведомства на государственном уровне, в число которых КТЖ не входит.
Для разрешения этого болезненного вопроса эксперты ЗСК считают, что нужно привлекать к решению ситуации все компетентные ведомства – и КТЖ, и Минсельхоз, и Минторговли, подключать МИД РК. Поддерживая это предложение, управляющий директор НПП РК «Атамекен» Ербол Есенеев сказал, что все вопросы можно решить, консолидировав усилия власти и бизнеса, а «Палата предпринимателей готова оказать поддержку».
В целом же казахстанским экспортерам жизненно важно реализовывать свою продукцию, выполнять обязательства по контрактам – как для привоза в страну валюты, так и для уменьшения запасов зерна, которые могут обрушить цены на внутреннем рынке. Экспортный потенциал РК в этом году составляет 8,3 млн тонн при производстве 17,8 млн тонн.