По сообщению АО «Астык-Транс», проблемы с очередью вагонов из-за инфраструктурных ограничений и ужесточения анктиковидных мер на казахстанско-китайской границе сохраняются. Несмотря на увеличение пропускной способности до 14 поездов в сутки, порядка 9 000 казахстанских вагонов простаивают на пути следования к границе КНР. Эта информация 19 марта была размещена на сайте АО «Астык транс».
В компании признают, что от подобных задержек убытки несут все участники рынка — железная дорога, операторы, собственники вагонов, грузоотправители и грузополучатели. Так, для экспортеров казахстанского зерна сбои в логистике привели к срыву сроков поставки, неисполнению договорных обязательств пред партнерами, риску возникновения штрафных санкций, пересмотру экспортной стратегии и поиску новых рынков сбыта. У логистических компаний увеличен срок оборота вагонов, возникает нехватка вагонов для перевозок в иных направлениях, неполучена прибыль, которая могла бы быть инвестирована в обновление и ремонт вагонного парка.
«Со своей стороны АО «Астық-Транс» выполняет договорные обязательства перед клиентами — своевременно предоставляя вагоны под погрузку в указанном направлении и учитывая форс-мажорные обстоятельства не применяет штрафные санкции за сверхнормативный простой вагонов. Согласно закону РК «О железнодорожном транспорте», претензии касательно сроков доставки груза до пункта назначения предъявляются исключительно грузоотправителем или грузополучателем. Соответственно компания, как экспедитор, не имеет права принимать/предъявлять претензии в адрес железной дороги», — подчеркнули в «Астык транс».
Для официального признания срыва сроков поставки по форс-мажорным обстоятельствам возможно обращение во Внешнеторговую палату Республики Казахстан. Перечень документов и процедура описаны на сайте ведомства.