Представители молокоперерабатывающих предприятий ВКО выступают против обязательной маркировки молочной продукции. Уже на стадии производства расходы предприятий вырастут на 29%, а если добавить к ним затраты розничных реализаторов, то конечная цена молочной продукции для потребителя будет больше в 1,5 раза. Об этом представители ТОО «Эмиль» сообщили в ходе обсуждения пилотного проекта по внедрению системы маркировки и прослеживаемости молочной продукции на площадке палаты предпринимателей ВКО.
Программа внедрения оборудования по маркировке товаров инициирована ЕАЭС и уже действует в России и Белоруссии, а в настоящее время пилотный проект тестируется в Казахстане. Требование об обязательной цифровой маркировке молочной продукции вступит в силу в РК в 2022 году. Цель введения маркировки – отслеживание исходных данных о товаре: когда, где, кем и из чего он был произведен. По всей стране выбрано семь предприятий для участия в пилоте, в том числе восточно-казахстанское ТОО «Эмиль».
В процессе тестового запуска оборудования по маркировке на этом предприятии выяснилось, что коды располагаются на упаковке некорректно и система существенно снижает скорость линии по розливу.
«Ознакомившись с процессом, мы пришли к единому мнению, что в существующем виде он будет серьезно тормозить производство. Мы посмотрели, как осуществляется розлив и как отображаются QR-коды. Оказалось, что QR-коды расположены в разных местах на упаковках, а иногда и по два кода на одной упаковке, кроме того в процессе срезки они зачастую обрезаются. Были и другие существенные замечания к процессу, и в целом мы сочли результат неудовлетворительным, то есть их система не сработала», – прокомментировал испытательный запуск оборудования директор Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев.
После этого 27 августа в Палате предпринимателей ВКО директор ТОО «Эмиль» Анна Аберле представила реализаторам молочной продукции и представителям ТОО «Восток-Молоко» произведенные расчеты, из которых вытекает, что уже только на выходе маркированной продукции с предприятия ее стоимость вырастет на 29%, чтобы покрыть расходы на приобретение оборудования и программного обеспечения, непосредственно самой маркировки, оплаты труда дополнительных штатных единиц и оплаты оператору АО «Казахтелеком» 3,5 тенге за каждый промаркированный экземпляр продукции.
По словам предпринимательницы, дополнительные расходы понесут также реализаторы конечной продукции – на оплату труда бухгалтера и дополнительной штатной единицы, которая будет отвечать за прием маркированной продукции, а также замену кассовых аппаратов на систему автоматизации процесса стоимостью порядка 1 млн тенге. Итого – 40–50% дополнительной накрутки ляжет в стоимость продукции, посчитали участники встречи. Для примера: литр молока, который сегодня стоит 420 тенге, будет обходиться покупателям в 600 тенге.
Директор ТОО «Эмиль» Анна Аберле считает, что проведенный на ее предприятии эксперимент показал: в случае внедрения маркировки государство должно компенсировать затраты на ее введение, а также скоординировать существующие системы учета и бухгалтерии с системой маркировки.
«Вот с этим результатом пилотного проекта дальше мы с Палатой предпринимателей ВКО, Молочным союзом Казахстана, Ассоциацией предпринимателей пойдем уже в Министерство сельского хозяйства доказывать, чего они хотят, за какие деньги и для чего это нужно. То есть если государство все-таки не откажется от внедрения этой системы, то мы должны рекомендовать, чтобы электронную систему счетов-фактур, виртуального склада и СНТ скоординировали вот с этой системой маркировки. Либо пусть предоставляют финансовые средства всем для внедрения системы. Моя конкретно задача была – показать, с какой стоимостью в итоге мы получим продукцию, внедряя этот проект», – пояснила Анна Эрвиновна.
При этом в МСХ РК ранее сообщили, что для производителей молочной продукции будут предусмотрены субсидии, которые обеспечат компенсацию до 50% затрат на маркировочное оборудование и расходы на заказ кодов. У небольших производств появится возможность не устанавливать оборудование по нанесению кодов маркировки на производственную линию, а заказать нанесение кода на упаковку через типографию. По информации МСХ, доля затрат производителя на оборудование для маркировки в розничной цене продукта составит от 0,06 до 0,15%. Стоимость такого оборудования для одной линии варьируется от 0,5 до 9,2 млн тенге в зависимости от размера предприятия и видов продукции.