По данным президента масложирового союза РК Константина Невзорова, приведенным на конференции Asia Grain & Oil 2022, за пять месяцев 2022 года было экспортировано 34 тыс. тонн подсолнечного масла, что на 21% меньше, чем в 2021 году.
Это произошло за счет снижения поставок в Узбекистан и Китай. КНР за пять месяцев прошлого года закупила 9,98 тыс. тонн, а в нынешнем — 0,3 тыс. тонн, то есть поставки в эту страну в данный момент прекращены.
Снижение со стороны Узбекистана не такое значительное — 21,12 тыс. тонн в 2022 году против 25,56 тыс. тонн в 2021-м (-4,44 тыс. тонн, -17,47%).
При этом в структуре экспорта в Узбекистан выросли объемы поставок рафинированного подсолнечного масла – с 6,93 тыс. тонн в 20/21 МГ до 8,75 тыс. тонн в 21/22МГ (+1,82 тыс. тонн, +26,26%), незначительно снижается экспорт фасованного масла – с 10,49 до 9,18 тыс. тонн (-1,31 тыс тонн, -12,48%), а импорт нерафинированного подсолнечного масла упал более чем на треть – с 18,63 тыс. тонн до 12,37 тыс. тонн (-6,26 тыс. тонн, -33,60%).
В целом же страна потребляет 483 тыс. тонн растительных масел в год, в том числе 230 тыс. тонн подсолнечного масла и 203 тыс. тонн – сафлорового, и из импортного сырья производится 45 тыс. тонн масла, тогда как из местного – 251 тыс. тонн.
Таким образом, общее снижение казахстанского экспорта подсолнечного масла по сравнению с 2021 годом составило 14,12 тыс тонн.
Также Константин Невзоров отметил, что в нынешнем сезоне рынок сбыта казахстанского подсолнечного масла оказался более консолидированным – 98% поставок приходятся на две страны, Узбекистан и Таджикистан, тогда как за аналогичный период 2021 года, до ухода КНР из числа импортеров казахстанского подсолнечного масла, на эти страны приходился 71%.
Говоря о потенциальных источниках роста экспорта, спикер отметил, что в данный момент наибольший спрос зафиксирован со стороны Таджикистана – он вырос с 5,40 тыс тонн в 2021 году до 12,38 тыс тонн в 2022-м (+6,98 тыс тонн, рост в 1,29 раза), также небольшой рост отмечен в направлении Афганистана (+1,66 тыс тонн, рост в 5,79 раза). Как видно, суммарное увеличение поставок в эти страны покрыло их уменьшение в Узбекистан, но не способно компенсировать отмену китайского импорта. Но тем не менее в числе потенциальных партнеров казахстанских производителей подсолнечного масла появился Афганистан, РФ, Кыргызстан, большой интерес отмечен со стороны Турции, ЕС.
Что касается структуры поставок, то в экспорте увеличивается доля рафинированного подсолнечного масла – она выросла до 41% против 27% в прошлом сезоне, объем поставок достиг 8,8 тыс. тонн, что на 26% больше, чем за аналогичный период. Увеличилась до 43% доля экспорта фасованного масла против 41% в сентябре, в тоже время в абсолютных значениях объемы фасованного масла уступают значениям прошлого сезона на 12%.
Организатором Asia Grains&Oils Conference 2022 выступило ИА «АПК-Информ» совместно с казахстанской компанией Expo Time и узбекской Inter Standart Consult. Генеральный партнер мероприятия — Зерновой союз Казахстана.