Неприятные сюрпризы 2020 года и первые признаки зарождения нового постпандемического мироустройства требуют от государства быстрых и решительных мер. В режиме ЧП остро стал вопрос обеспечения продовольственной безопасности, то есть обеспечения населения достаточным объемом доступного продовольствия. Но как это сделать, если данные космомониторинга показывают наличие большого резерва в виде неиспользуемых пашен и пастбищ, а документы о госрегистрации свидетельствуют, что у каждого такого заброшенного участка есть собственник? Свое решение этой проблемы Минсельхоз предлагает в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель».

Фото из открытых источников

Поделить ответственность, чтобы умножить урожайность

Основной приоритет документа – целевое использование выданных государством земель и, соответственно, возврат в сельхозоборот участков, на которых не ведется заявленное производство. Для этого законодательная новелла сокращает срок изъятия сельхозугодий с более чем двух лет до одного года, прописывает процедуру упрощения такого изъятия и определяет новый подведомственный ему госорган, в юрисдикцию которого перейдут функции по контролю за использованием земель из МИО.

По данным ведомства, проблема назрела давно. В приведенной в обоснование законопроекта статистике МСХ говорит, что «…передача акиматам контролирующих функций по использованию и охране земель, направленная на повышение их эффективности на местном уровне, оказалась неэффективной». Все просто – местные исполнительные органы не заинтересованы массово выявлять подобные факты, чтобы не портить статистику и не дать повода заподозрить их в ненадлежащей работе. Поэтому неудивительно, что … «после передачи функций количество проведенных проверок субъектов земельного законодательства уменьшилось в 2,7 раза; выявление нарушений земельного законодательства уменьшилось в 2,5 раза; устранение выявленных нарушений снизилось на 4,5 раза, а также снизилось взыскание штрафов».

Предполагается, что для того чтобы контроль за использованием земель сельхозназначения был оперативным, полным и беспристрастным, нужно создать специальный территориальный орган по управлению земельными ресурсами. К его компетенции согласно ст.14 относятся:

– осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель: для этого с его подачи могут быть приостановлено строительства, разработка месторождений полезных ископаемых, эксплуатация объектов, геологоразведочных и других работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства,

– выявление и изъятие в государственную собственность земель, не используемых либо используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан, для чего выдаются предписания об устранении нарушений, направляются письма в уполномоченные органы для расторжения договора аренды земельного участка, подготовка и направление исков в суд.

– предоставление информации в центральный уполномоченный орган о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Кодекса.

Как видим, потенциальный госорган наделен широкими правами и большими обязанностями.

В компетенции же МИО предполагается оставить лишь решение вопроса о возврате законным собственникам самозанятых земельных участках. В общем, теперь для решения земельных вопросов можно будет обратиться к специально обученным и заинтересованным в их наилучшем решении людям, а не в акиматы, где других дел хватает.

Кто не сеет, не пашет и не старается – тот без земли останется

Что нужно, чтобы вернуть в сельхозоборот неиспользуемый участок сейчас? Во-первых, провести проверку, для чего уведомить собственника о ней за 30 дней. Уже на этом этапе возникают сложности – некоторые землепользователи  попросту игнорируют предупреждения инспектора. Но даже если проверку удалось провести и зафиксировать отсутствие заявленной продуктивной деятельности, то все, что может инспектор – это выдать предписание. Через год процедура повторяется, и предписание выдается сроком еще на один год. И лишь в третий раз суд может вынести постановление об изъятии земельного участка. На деле же часто волокита затягивается, а заброшенный земельный участок зарастает сорняками и становится идеальным приютом для самых разных вредителей, которые наносят прямой ущерб соседям нерадивого землепользователя.

И сейчас в непростое время пандемии государство решило быстрее разобраться с бесхозяйственностью. Так, в вышеупомянутом документе предлагается принять норму о том, что «в случаях если земельный участок на праве частной собственности, предназначенный для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, не используется по назначению в течение одного года с момента первоначального выявления факта неиспользования, то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса». То есть никаких трех лет ждать больше никто не будет. Также в течение одного года с момента первоначального выявления факта неиспользования предполагается прекращать права временного возмездного использования в порядке, предусмотренном подпунктом 2) пункта 3 статьи 81 настоящего Кодекса.

Далее – наконец-то в деле обеспечения контроля за использованием земельных ресурсов задействуют мощь современных цифровых технологий.  В ст. 147 «Порядок проведения проверки и профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора» Предпринимательского кодекса расширены способы предупреждения предпринимателя о грядущей проверке – теперь извещение можно будет … «производить посредством текстовых сообщений по каналам сотовой связи или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения». А специально для граждан, любыми способами избегающих неприятного общения с представителями госорганов, в Земельный кодекс введена новая ст. 145-1, которая гласит, что «проведение профилактического контроля ведется без посещения субъекта (объекта) контроля», то есть для вынесения решения их присутствие становится ненужным, ведь этот профилактический контроль будут вести «путем анализа результатов систематических наблюдений, наземных съемок, фондовых данных, данных дистанционного зондирования земель, сведений, полученных из государственных информационных систем и электронных информационных ресурсов, а также других сведений о качественном состоянии земель, полученных при ведении мониторинга». То есть опять-таки с использованием цифровых технологий – беспристрастный спутник не утаит, как в реальности обстоят дела на интересующем участке, и где нужно принять меры для «своевременного пресечения неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, недопущения нарушений при использовании земель сельскохозяйственного назначения» или вменить нерадивому землепользователю стимулирующие «экономические меры воздействия в виде повышенного налогообложения за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения».

А дальше все просто. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится два раза в год. В случае первого выявления нарушений аграрию дают возможность сохранить лицо и выправить ситуацию самостоятельно – должностные лица всего лишь направляют землепользователю указание о выявленных нарушениях, где разъясняется порядок их устранения даже без возбуждения дела об административном правонарушении (Это, кстати, законодательное новшество – в ранней редакции закона не предусматривается никаких предписаний, а сразу возбуждаются дела об административном правонарушении). Для сохранения за собой земельного участка собственнику нужно в течение 10 рабочих дней представить в территориальные органы по управлению земельными ресурсами план действий, которые за три месяца приведут либо к устранению выявленных нарушений, либо в течение года будут способствовать использованию земельного участка по назначению. Кстати, в течение 5 рабочих дней можно направить и несогласие с требованиями госоргана.

Планы должны быть реальными, поскольку за 15 календарных дней до истечения срока указания нужно предоставить информацию о ходе их выполнения. Если вы не озаботитесь формальностями и конкретными действиями для сохранения участка в собственности, то он будет включен в список объектов для проведения профилактического контроля. И если в его ходе выяснится, что воз и ныне там и никаким исправлением нарушений никто не озаботился, то в течение трех рабочих дней «территориальный орган по управлению земельными ресурсами … информирует уполномоченный орган по земельным отношениям о принятии мер по расторжению договора аренды земельного участка». И это расторжение будет реализовано за 10 рабочих дней.

Земельные наделы – в дело

Но, собственно, и без формирования специальных территориальных земельных инспекций процесс возврата неиспользуемых земель в сельхозоборот ускорился. Первые результаты этой работы таковы – по состоянию на 3 июня было возвращено в госсобственность более 2 млн га неиспользуемых сельхозземель. При этом 1,9 млн га начали осваиваться прежними землепользователями, 1,1 млн га возвращено в госсобственность путем добровольного отказа землепользователями, а по 2,6 млн га акиматы ведут судебно-процессуальную работу по возврату их в государственную собственность. Всего же за прошлый год в ходе проверок было выявлено 5,6 млн га неиспользуемых земель, в том числе около 800 тысяч га пашни и 4,6 млн га пастбищ.

Достаточно сказать, что по результатам мониторинга сельхозземель посредством веб-портала только в Акмолинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областях были выявлены 9061 незагруженных пастбищных угодий общей площадью 7,3 млн га. Кстати, некоторыми мажилисменами было внесено предложение, что поправки в законодательство должны предусмотреть возможность изъятия земельного участка в случае отсутствия на пастбищах в течение одного года сельскохозяйственных животных для выпаса, либо если этих животных менее 40% от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ.

Но не все идет гладко. Проблема цифровизации и прозрачности земельных отношений попала в поле зрения главы государства. Президент Касым-Жомарт Токаев отметил, что эта работа… «ведется очень медленно. Правительство до сих пор не создало Единую национальную базу данных о земельном фонде и объектах недвижимости». Создание базы данных, проливающей свет на то, сколько и какие угодья используются, может тормозиться из коррупционных соображений. По его данным, «работа по наполнению геопорталов регионами ведется несистемно. Не хватает методологической и координационной поддержки со стороны правительства. В Жамбылской, Кызылординской и Северо-Казахстанской областях готовность геопорталов составляет, по нашим данным, менее 10%».

По поручению главы государства правительство должно внести в парламент проект закона по цифровизации земельных отношений до 15 сентября 2020 года.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика