По их мнению, перенос затрат по хранению госрезерва на республиканский бюджет позволит снизить стоимость зерна, которое направляется на рынок в виде товарных интервенций, а также стабилизировать цены на социальный хлеб.
Зафиксированы эти положения будут в ключевых поправках в Закон «О зерне». Так, с 2010 года объем фонда определен в 500 тысяч тонн зерна, которым распоряжалась Продкорпорация, будучи госагентом по управлению резервным фондом. Но с 2015 года в результате юридических коллизий сложилась парадоксальная ситуация – юридически компания агентом быть перестала, да и понятие «государственные ресурсы зерна» было исключено из законодательной базы, а фактически обязанность поддерживать резерв с нее снята не была.
На сегодня Продкорпорация по-прежнему выступает в роли агента правительства и за счет бюджетных средств (в 2020 году на это было затрачено 24,5 млрд тенге) ежегодно закупает зерно у крестьян, но хранит его за свой счет.
Ежегодные расходы на эти цели зависят от тарифов хлебоприемных пунктов, где непосредственно хранится зерно. В прошлом году они составили 1,5 млрд тенге, в позапрошлом – 2,3 млрд тенге, а в 2015 доходили и до 3,1 млрд тенге. Они, естественно, увеличивают цену зерна, поставляемого из госрезерва на социальные цели, на 5–10%, и на это не могут не отреагировать мукомолы. По мнению депутатов, это приносит как убытки компаниям, которые выпекают социальный хлеб, так и негативно сказывается на балансе самой Продкорпорации, поскольку в случае товарных интервенций продажи зерна из госрезерва должны идти по жестко фиксированной цене.
Если поправки будут приняты, то на хранение 500 тыс. т зерна Продкорпорация ежегодно будет получать из бюджета дополнительно около 2,4 млрд тенге, что повлечет снижение стоимости социальной муки. «При возмещении затрат на хранение из бюджета реализационная стоимость зерна резервного запаса будет ниже на сумму стоимости хранения. Соответственно, при покупке удешевленного зерна себестоимость муки также будет снижена», – сообщили в МСХ РК. В то же время представители министерства отметили, что в структуре себестоимости хлеба доля затрат на сырье занимает около 50%, а остальные затраты приходятся на ГСМ, аренду, коммунальные расходы, зарплату и т. д.
Депутаты также решили устранить возникший юридический казус и заново определить правовой статус деятельности Продкорпорации, позволив ей выступать в качестве правительственного агента.
В этом году стоимость закупаемой Продкорпорацией пшеницы третьего класса составляет 74,1–87 тыс. тенге за тонну. По данным управляющего директора – члена правления Продкорпорации Тобылбека Омарова, по состоянию на 16 ноября по договорам форвардных закупок поставлено уже 436,9 тысячи тонн зерна: 404,2 тысячи тонн пшеницы третьего класса, 5,6 тысячи тонн пшеницы четвертого класса и 27,1 тысячи тонн ячменя.