На этот вопрос журнал «Агробизнес.Казахстан» попросил ответить Йорга Фошепота – генерального директора компании CT AGRO, которая 20 лет поставляет на рынок Казахстана сельскохозяйственную технику ведущих мировых брендов, включая CLAAS, HORSCH, Morris, MacDon, Lemken, Fliegl, Summers, Trioliet, и производителей машин для овощеводства: AVR, Simon, Kverneland и орошения: Valley, Ocmis и Scova.
Если посмотреть на основные тенденции, которые определяют развитие рынка Казахстана, то здесь можно выделить несколько моментов. Прежде всего, меняются базовые подходы к тому, как аграрии страны подходят к своему бизнесу. Расширяется перечень культур, которые возделываются, внедряются технологии, повышающие урожайность, больше внимания уделяется использованию средств защиты растений. А главное, фермеры стремятся сделать свои хозяйства привлекательными для людей, которые живут в сельской местности с точки зрения уровня зарплат и социальных гарантий. В связи с этим особая ставка делается на использование высокопроизводительных машин, которые позволяют агропредприятию зарабатывать больше и, соответственно, повышать заработные платы, развивать социальную инфраструктуру.
Следующая важная тенденция – это все большее использование информационных технологий, которые помогают управлять хозяйством, выстраивать логистику, оптимизировать все бизнес-процессы, выводить на новый уровень качество анализа полученных результатов по итогам сельхозсезона, чтобы вносить те или иные коррективы на следующий год. Сегодня уже невозможно работать без задействования систем телеметрии, программ управления хозяйством и парком машин. Поэтому «умные технологии» будут играть решающую роль на рынке. И это огромная разница по сравнению с тем, что наблюдалось на рынке 20 лет назад, когда наша компания начала свою деятельность.
Могу сказать, что сегодня рынок Казахстана развивается быстрее, чем рынки многих других стран. И если заглядывать в ближайшее будущее, то он имеет все шансы занять весомое место среди ведущих мировых производителей аграрной продукции. В стране складываются очень благоприятные условия для этого. А главный вызов на ближайшее будущее – это то, о чем я говорил выше: необходимо сохранить и усилить интерес людей, проживающих в сельской местности, к тому, чтобы работать именно в аграрном бизнесе, получать соответствующее образование, развивать свои профессиональные навыки, расширять знания, необходимые для работы именно в современном компьютеризированном сельхозпроизводстве. От этого во многом зависит эффективность работы сельхозпредприятия, поскольку квалификация персонала напрямую влияет на производительность машин. К примеру, наши исследования показывают, что потенциал зерноуборочного комбайна TUCANO зачастую используется не более чем на половину именно из-за недостаточной квалификации либо невнимательности операторов, нежелания вникать в тонкости настроек машины. Между тем мы всегда обращаем внимание наших клиентов на то, что специалисты компании CT AGRO готовы помочь и проконсультировать относительно оптимальных настроек машин. Для этого мы ежегодно собираем, анализируем и делимся информацией по итогам.
В целом хочу отметить, что экономическая и политическая ситуация в Казахстане позволяет аграрному сектору динамично развиваться. И это, в свою очередь, отражается на том, какими темпами и в каких направлениях развивается наша компания. Мы последовательно расширяем ассортимент машин и оборудования. Так, в этом году у нас появилось сразу два новых направления: овощеводство и искусственное орошение. Точно так же, как и по всем другим типам техники, здесь мы предлагаем весь комплекс машин и технологий, а также сервисное обслуживание и обучение.
В новом году, хочется надеяться, что все мы уже перейдем в режим работы «бизнес как обычно» и преодолеем все те трудности, которые связаны с пандемией. Для нас очень важна возможность тесного и личного общения с партнерами. Мы нацелены на то, чтобы развивать и расширять обучающие программы, проводить демонстрационные показы и очень надеемся, что в следующем году уже ничто этим планам не помешает.