На пресс-конференции Альянса АПК, посвященной утильсбору, действующие фермеры поделились своим видением того, как следует поддерживать и развивать отрасль сельхозмашиностроения в РК, и однозначно высказались против утильсбора на сельхозтехнику.
Так, Кинталь Исламов, АО «Атамекен-Агро» (Акмолинская и Северо-Казахстанская области) отметил, что на средства, потраченные на уплату утильсбора, в его предприятии можно было бы развить другие экологически значимые проекты, развить животноводство. Это дало бы больший экономический эффект для хозяйства в виде повышения прибыли, социальный – в виде рабочих мест и налогов.
— Если развитие машиностроения подразумевает создание рабочих мест, то у нас тоже есть куда инвестировать. В частности, на предприятии пятый год не реализуется проект теплиц, потому что деньги, которые мы могли бы в него инвестировать, откладываем непонятно куда. Также мы могли бы производить биологическое топливо из отходов растениеводства, но у нас опять-таки нет денег, чтобы купить оборудование для производства такого вида топлива. То же самое касается и животноводства – его развитие сдерживает недостаточность финансирования.
Что касается состояния отечественного сельхозмашиностроения – можно сказать, что техника, которая в РК производится, не самая лучшая. Она не сможет в должной мере решить вопрос повышения производительности труда на селе. Получается, что нас загоняют в определенный угол, где мы будем ограничены в использовании возможностей, которые дает технический прогресс.
В качестве примера положительного действия утильсбора приводят CLAAS. Это хорошая техника, но я не думаю, что здесь будет производиться вся линейка, которая нам нужна. В итоге мы будем вынуждены покупать только то, что будет производиться в Казахстане, из-за того что это дешевле. Хотя на сегодняшний день машиностроение в мире развивается достаточно быстро, и приобретая оборудование, которое сейчас соразмерно с нашими возможностями, мы тормозим внедрение достижений, которыми пользуются во всем мире. И при конкуренции с теми же канадцами, американцами или аргентинцами это будет сказываться не в лучшую сторону на стоимости производимой казахстанскими сельхозтоваропроизводителями продукции. В итоге проблема повышения стоимости продуктов питания решена не будет. Поэтому утилизационный сбор необходимо отменять или довести его до символических ставок.
Айдарбек Ходжаназаров, глава «Олжа Агро», Костанайская область, отметил, что его предприятие пользуется техникой отечественного производства, и она его вполне удовлетворяет. Но в то же время он признал, что полностью производить весь ряд необходимой сельхозтехники в РК невозможно:
– Если говорить об утилизации, то такой проблемы в отрасли не стоит. Для любого фермера старый комбайн – это набор запчастей. Я недавно комбайн 98-го года выпуска продал за 15 млн тенге, «Кировцы» 1986 года выпуска до сих пор в работе. Если у государства есть цель развития машиностроения, нужны другие инструменты: удешевленные кредиты, послабления по налогам и т.п. Если утильсбор передан в ведение госорганов, значит, это налог, и если его вводят, то другие налоги нужно уменьшить. К тому же любые запретительные меры закрывают все научные изыскания от фермеров РК в агроинженерии, машиностроения и т.п.
Мы категорически не согласны с тем, что государство перекладывает на плечи фермеров решение вопроса как развития сельхозмашиностроения, так и снижения цен на продукцию АПК для потребителей.
Для Минэкологии экология – это некая ширма, которая скрывает какие-то непонятные цели. Я ознакомился с исследованием, авторы которого доказали, что 1 га пшеницы выделяет больше кислорода, чем 1 га тропических лесов, а значит, карбоновый след от нашей деятельности полностью покрывается.
Павел Лущак, ТОО «Найдоровское», рассказал, почему необходимо увеличить темпы обновления машинно-тракторного парка:
– Как утильсбор влияет на экономику сельхозпредприятия изнутри: имея 20 тыс. га угодий, мы за 2 года заплатили 100 млн тенге утильсбора, у нас на 1 га удорожание продукции составило 5%, и я считаю что это много. Когда ввели утильсбор в июне 2020 года, в июле мы получили трактор 132 л.с. за 23,5 млн тенге, утильсбор составил 20% (4 млн 722 тыс. тенге), на комбайн – 11,5 млн тенге. Но ведь трактор и комбайн – это начало начал. Если удорожание идет на этапе производства сельхозпродукции, то потом на этот же процент как минимум подорожают услуги жд перевозок, складирования, переработчиков. Это и есть причина роста цен и инфляции.
Это потом будут жд перевозки, переработчики, и поставить накрутку в самом начале – это у нас зерно подорожало на 5%, он уже подорожает на 10%. Если у нас техника изношена на 80%, то через 10 лет машинотракторный парк будет на боку.
Реальное обновление техники сейчас меньше заявленных 6%, сейчас он не превышает 4%– это начит что техника должна работать 25 лет. Но сейчас очень быстро меняются поколения сельхозтехники, раз в 10-15 лет приходит более экономичная, экологичная, производительная техника. А старая техника после 15 лет работы начинает чаще ломаться, плюс оригинальные запчасти уже не выпускаются.
Когда вводили утильсбор, то и НПП была против, и МСХ было против. Говорят, что когда мы приобретаем импортную технику, мы инвестируем средства в экономику других стран. Но ведь за счет экспорта зерна они инвестируют в нашу экономику тоже. А когда с одной стороны нас призывают увеличить экспортный потенциал, а с другой – вводят ограничения на экспорт, то непонятно, как должна развиваться отрасль.
На вопрос, снизятся ли цены на картофель и морковь, если утильсбор отменят, Павел Лущак ответил, что это не обязательно произойдет.
– Нужно увеличить меры господдержки АПК РК. У нас они составляют 4% ВВП, в то же время в РФ – 8-10%, в РБ – 16%, а поскольку мы находимся в едином экономическом пространстве, то нужно увеличивать господдержку, чтобы конкурировать на внешних рынках. Цены может снизить тот, кто работает по технологии, и, соответственно, пользуется субсидиями – обновляет семена, использует удобрения и СЗР, обновляет технику.
К тому же ни сельхозтоваропроизводитель, ни переработчик не могут сказать, в какой мере поднимутся цены на сырье, электроэнергию и другие производственные ресурсы. Они не могут управлять стоимостью затрат на средства производства, которые приходят к ним от других партнеров. К тому же есть торговые сети со своими ценовыми надбавками, которые как раз-таки значительны для обычного потребителя, – отметил аграрий.
В итоге аграрии выдвинули требования правительству:
- полностью отменить утилизационный сбор на сельхозтехнику;
- возместить оплаченные средства за 2021 год в размере 30 млрд тенге;
- оказывать поддержку производству малых орудий и запасных частей.
«Мы за развитие отечественного машиностроения, но в реальных и справедливых рыночных условиях. Дайте льготные кредиты – и фермеры сами прибегут покупать вашу технику, поскольку на любой товар есть свой потребитель», – резюмировали аграрии.