Аналитики АО «Астык Транс» сообщают, что скорее всего в ближайшие год-два ситуация со снизившимся оборот вагонов и длительными простоями сохранится, а значит, ставки за их использование будут повышены.
Как отметили эксперты, в условиях пандемии коронавируса спрос на грузовые железнодорожные перевозки вырос. Но растущие объемы перевозок при недостаточности локомотивной и маневровой тяги стали причиной увеличившихся простоев вагонов, роста количества «брошенных» поездов, а значит, снижения скорости перевозок. В 2021 г. время оборота вагонов в среднем выросло на 36%. Причем если раньше увеличение оборота относительно нормативного носило локальный и временный характер, то сегодня это становится нормой в течение всего года.
«Однако, учитывая высокую стоимость локомотивов и ограничения для их входа на рынок Казахстана, а также растущие эксплуатационные затраты по обслуживанию, не стоит ожидать значительного увеличения конкуренции локомотивной тяги и стабилизации на рынке в ближайшие год-два, а это значит, что оборот вагонов будет только замедляться», – говорится в сообщении. По мнению экспертов, такое положение приведет к сокращению парка, возникновению дефицита вагонов и последующему увеличению ставок на рынке, поскольку стоимость ремонтов растет вместе с инфляцией и опережающим ростом стоимости металла.
Выход из этой ситуации в АО «Астык Транс» видят в дифференцированном подходе к тарифной политике при предоставлении зерновозов. Тогда стоимость за пользование вагоном будет рассчитываться не из нормативного оборота, а фактического, т. е. сколько суток использовался вагон, за столько суток и будет производиться оплата.
«Таким образом, при увеличении скорости погрузки/выгрузки и увеличении скорости движения, прежде всего маршрутными отправками, стоимость перевозки может быть снижена. При снижении скорости и роста срока оборота стоимость, возможно, увеличится. Тем не менее, повышение ставок за пользование вагонами и определение точки безубыточности для всех участников перевозочного процесса является вынужденным, но необходимым шагом для сохранения стабильности зерновой отрасли, в условиях роста затрат железнодорожников и снижения оборота вагонов», — резюмируется в сообщении.