По оценкам Зернового союза Казахстана, приведенным на конференции, погодные условия хоть и снизили прогнозы по урожайности и объемам производства, но тем не менее валового сбора основных сельхозкультур будет достаточно и для внутреннего потребления, и для присутствия на традиционных рынках сбыта. Главная проблема – меры госрегулирования, которые при заявленной цели снижения цен на внутреннем рынке могут серьезно потеснить позиции казахстанских экспортеров на рынках внешних.
По прогнозам ЗСК, в этом году соберут 11,9 млн тонн пшеницы при средней урожайности по стране 10,4 ц/га и убранной площади 11,4 млн. га. В зачтенном весе объем производства уменьшится до 10,6 млн. тонн против 12 млн. тонн в текущем сезоне, и недостающие предположительно 1,4 млн тонн будут компенсированы за счет увеличения импорта российской пшеницы до 2 млн. тонн против 1,1 млн тонн в текущем сезоне. Этому способствуют ожидаемый высокий урожай зерна в приграничных регионах Российской Федерации и относительно низкие цены, сложившиеся там, к тому же приграничные казахстанские регионы – наиболее близкий рынок сбыта. С учетом переходящих остатков в 1,5 млн. тонн и объемов импорта российского зерна общее предложение пшеницы мягкой в Казахстане даже выросло – оно составит 14,1 млн. тонн против 13,8 млн. тонн в текущем сезоне. Внутреннее потребление оценивается на уровне текущего сезона и составит 5,9 млн. тонн. Экспортный потенциал пшеницы мягкой и муки в зерновом эквиваленте снизится до 6,4 млн. тонн против 6,6 млн тонн в текущем сезоне, а переходящие запасы возрастут – 1,8 млн. тонн против 1,5 млн. тонн в текущем сезоне.
Производство ячменя снизится по всем показателям: 2,8 млн. тонн в зачтенном весе против 3,2 млн. тонн в текущем сезоне, итого общее предложение ячменя в новом сезоне упадет до 3 млн. тонн против 3,6 млн. тонн в текущем сезоне. Прогноз внутреннего потребления ячменя — около 2 млн. тонн, или на уровне среднего объема потребления в трех последних сезонах. Экспортный потенциал ячменя оценивается в 1 млн. тонн, что ниже уровня среднего объема экспорта в трех последних сезонах (1,3 млн. тонн). Переходящие запасы – менее 100 тыс. тонн против 200 тыс. тонн в текущем сезоне.
Предварительная оценка объемов производства семян подсолнечника составляет 822 тыс. тонн в зачтенном весе против 778,3 тыс. тонн в текущем сезоне. Недостающий объем будет импортирован из Российской Федерации – объем поставок оценивается в 40 тыс. тонн. С учетом переходящих запасов 13 тыс. тонн и импорта общее предложение семян подсолнечника в новом сезоне составит 875 тыс. тонн против 901,1 тыс. тонн в текущем сезоне. Прогноз внутреннего потребления также возрастет – до 543 тыс. тонн против 528 тыс. тонн в текущем сезоне, а экспортный потенциал семян подсолнечника уменьшится до 300 тыс. тонн против 360 тыс. тонн в текущем сезоне.
Как видим, внутреннее потребление обеспечивается по всем сельхозкультурам, снижается только экспортный потенциал по пшенице, муке, ячменю и подсолнечнику.
На конференции эксперт ЗСК Евгений Карабанов более подробно остановился на складывающейся рыночной экспортной конъюнктуре и государственных мерах по ее регулированию.
– Сейчас государство рассматривает ограничивающие меры по экспорту, в частности, введения пошлин. К чему это может привести? Для ответа на этот вопрос необходимо отметить, что в нынешнем году в соседней РФ ожидается хороший урожай – 72 млн тонн, в том числе 16 млн тонн будет собрано в Сибирском федеральном округе – приграничном регионе с РК. Для внутреннего потребления российского региона это избыточно, а от основных экспортных путей – Причерноморья, Дальнего Востока – регион значительно удален, да и ситуация с ограничением экспорта в КНР на них так же негативно повлияла. И в случае если мы введем какие-либо меры ограничения экспорта, то российское зерно полноводной рекой потечет на рынки стран Центральной Азии. А после того как российское зерно зайдет на наш традиционный экспортный рынок, то это будет всерьез и надолго, конкурировать с ним наши сельхозпроизводители не смогут. Ведь и себестоимость казахстанского зерна выше, так как в РФ больше внимания уделяют экспортной политике. Так, у сельхозпроизводителей нет утильсбора, а также в РФ регулярно вводятся субсидии для трейдеров, поощряются производители, выходящие на новые рынки».
Сейчас же от такого неблагоприятного развития событий российских поставщиков зерновых останавливает таможенная пошлина, размер которой составляет 35,6 долларов/тонна в эту неделю, и разница в транзитном тарифе, причем и она может быть нивелирована за счет более низкой стоимости зерна. «И если мы тоже введем пошлину, еще большой вопрос, чье зерно будет на рынке», — предупреждает Евгений Карабанов.
По мнению эксперта, наиболее приемлем на данном этапе самый мягкий способ регулирования рынка – товарные интервенции из фондов Продкорпорации для производителей мукомольной продукции и животноводов, которые реализуют свою продукцию на внутреннем рынке. Как показывает ситуация с отсутствием кормов, в Продкорпорации накоплены серьезные ресурсы, также не следует сбрасывать со счетов форвардный закуп.
«Наши предложение – приостановить работу по подготовке ограничивающих экспорт мер для пшеницы продовольственной. Мы считаем, что при принятии невзвешенного решения, на основе эмоциональных факторов, можно лишиться традиционных казахстанских рынков сбыта, и поэтому будет лучше в первую половину сезона не производить резких движений в этом направлении», — резюмирует Евгений Карабанов.