По данным Минтруда, низкий уровень производительности труда и, соответственно, доходов наблюдается в отраслях, где заняты 29% работников (2,5 млн человек) – образование, сельское хозяйство, водоснабжение, искусство и развлечения, а наиболее существенный рост показателя наблюдался в производстве товаров (+68%) и сфере услуг (+17%).
«Сегодня в сельском хозяйстве занято большое количество человек – 13% (1,175 млн) от общего количества занятых. Доля сельского хозяйства составляет 5,3% в структуре ВВП, в отрасли наблюдается низкая производительность труда (валовая добавленная стоимость на одного занятого в сельском хозяйстве ниже республиканского значения на 2,8 раза)», – сообщили в ведомстве.
По данным Всемирного банка, рост уровня производительности труда сдерживают недостаточное внедрение и развитие современных технологий. В целом по республике с 2010 года происходит повышение производительности труда, к 2019 году рост составил 33%, однако, по данному показателю Казахстан по-прежнему отстает от стран ОЭСР в среднем в четыре-пять раз, передает LS.
Также в офисе ВБ заметили, что существует три основных фактора, влияющих на производительность труда, и по всем ним в РК «ситуация складывается неутешительная»:
– эффективная модернизация предприятий за счет внедрения инноваций и технологий и совершенствования процессов управления;
– достаточность объема нужных ресурсов (финансирование, квалифицированные кадры и подходящие земельные ресурсы для улучшения качества или увеличения объема продукции и т. п.);
– расширение рынков для конкурентоспособных предприятий при вытеснении компаний с низкой эффективностью.
Что касается обеспеченности финансовыми ресурсами, то, по мнению экспертов, «предприятия в Казахстане испытывают острый недостаток финансирования. Существующий небольшой объем кредитования в увеличивающейся степени направляется нежизнеспособным предприятиям, снижая тем самым производительность труда».
«Разработанные госпрограммы кредитования не стимулируют банки к поиску более продуктивных проектов, а вместо этого способствуют бесконечному выживанию неэффективных «зомби-предприятий». К концу 2018 года каждый восьмой корпоративный заем был предоставлен в рамках госпрограммы, а каждый пятый корпоративный заемщик получил субсидию», — констатируют во Всемирном банке.