Предполагается, что централизованный контроль по принципу «центр-область-район» позволит лучше следить за целевым и эффективным использованием сельхозземель, а передача компетенции уполномоченного органа из ведения местных исполнительных органов в Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК устранит конфликт интересов и наладит должный контроль в вопросах рационального использования земель, в частности пастбищ.

Фото из открытых источников

Об этом сообщил директор департамента производства и переработки животноводческой продукции Министерства сельского хозяйства РК Еркебулан Ахметов на «круглом столе» в мажилисе парламента РК, где обсуждался проект Закона «О растительном мире», передает МИА «Казинформ».

«Согласно Земельному балансу Республики Казахстан пастбищные угодья составляют 185 млн га, в том числе:
– на землях сельхозназначения 76 млн га;
– на землях запаса 72 млн га;
– на землях, прилегающих к населенным пунктам, – 21 млн га», – сказал Еркебулан Ахметов.

Дефицит пастбищных угодий возле населенных пунктов составляет, по расчетным данным МСХ, 29 млн га: для выпаса зарегистрированных на начало текущего года 6,2 млн сельхозживотных требуется 50 млн га.

Что же касается организованных хозяйств, то там ситуация обратная: у сельхозпроизводителей имеется 5,4 млн условных голов сельхозживотных, для которых расчетно требуется 43 млн га пастбищ. При этом за организованными хозяйствами сейчас закреплено 76 млн га, то есть в данный момент в полной мере не используются 33 млн га.

И это при том, что дефицит пастбищных угодий отсутствует лишь в двух областях РК, это Актюбинская и Западно-Казахстанская области. В остальных 12 областях и в городе Шымкенте наблюдается дефицит пастбищ для выпаса скота местного населения, что приводит к снижению рентабельности ЛПХ и росту социальной напряженности.

Для предоставления доступа к пастбищам местному населению в 2017 году был принят Закон Республики Казахстан «О пастбищах», но его реализация идет недостаточно быстро. Так, с момента принятия законодательных норм для государственных нужд изъято всего 1 919 га арендованных пастбищных земель по Акмолинской и Костанайской областям, а за период 2020-2021 год из 191 района Планы по управлению пастбищами утверждены лишь в 86, направлены на регистрацию в органы юстиции в 58, разрабатываются в 47.

Именно Планы по управлению пастбищами, принимаемые сроком на 2 года, направлены на перераспределение незагруженных пастбищ организованных хозяйств в пользу ЛПХ для обеспечения выпаса скота населения.

Принятая норма по изъятию для государственных нужд земель вблизи населенных пунктов является действенной нормой, однако со стороны акиматов наблюдается низкая активность по ее применению, – резюмировал спикер.

Также Еркебулан Ахметов отметил, что, учитывая специфику выпаса маточного поголовья скота, при нехватке земель вблизи населенных пунктов, в мае 2018 года в Земельный кодекс внесены поправки в части изъятия земельных участков для государственных нужд по удовлетворению нужд местного населения в пастбищных угодьях.

«Учитывая изложенное, местные исполнительные органы наделены всеми инструментами по обеспечению нужд населения в пастбищных угодьях, однако проблема нехватки пастбищных угодий местному населению зачастую не находит своего решения на уровне акиматов, что вызывает социальное напряжение среди местного населения. Наряду с этим, неиспользование пастбищ имеет место. Так, в период с 2016-2020 годы, то есть за 5 лет, принудительно изъято 8,2 млн га неиспользуемых сельхозземель на основании решений судов. При этом 5 млн га составляют пастбища, из которых 7 тысяч га изъято непосредственно вблизи населенных пунктов, остальные расположены на отдаленных участках от населенных пунктов. Кроме того, в настоящее время процедура изъятия земель сложная и затяжная, на практике занимает до двух лет и более. Для изменения ситуации в этом вопросе Министерством сельского хозяйства разработан и внесен в правительство Законопроект, предусматривающий: сокращение этапов проверки и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с двух лет до одного года; автоматизацию процесса бесконтактного контроля с использованием данных дистанционного зондирования Земли с применением цифровых технологий; возврат неиспользуемых сельхозземель в судебном порядке на основании данных космомониторинга; автоматизацию процедуры уведомления субъекта проверки посредством текстовых сообщений по каналам сотовой связи, личные кабинеты в Egov и другие», – сообщил глава департамента производства и переработки животноводческой продукции.

Для решения всех вышеперечисленных вопросов, по мнению представителя МСХ, необходимо установить централизованный государственный контроль в сфере землепользования в виде единой вертикали по принципу «центр-область-район», усилив Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК с передачей ему компетенции и штатной численности от акиматов. Это позволит устранить конфликт интересов и решить накопившийся большой пласт вопросов по пастбищам.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика