По данным Данияра Бигайдарова, следователя по особо важным делам Агентства РК по противодействию коррупции, коррупционных преступлений в сфере ветеринарии становится все больше: по сравнению с 2018 годом их число возросло на 26%: со 134 в 2018-м, 155 в 2019-м до 181 в 2020 году, из которых направлено в суд 147 уголовных дел, осуждено 29 лиц. Основными видами преступлений являются хищения, взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями при выдаче разрешительных документов и проверки качества продовольствия.
Так, экс-председатель Комитета ветеринарного контроля и надзора МСХ РК Сакташ Хасенов на системной основе получил взяток на 37 млн тенге, а был пойман с поличным на факте выдачи разрешения на ввоз 7 тысяч тонн запрещенного мяса птицы. Хасенов был приговорен к 8 годам лишения свободы.
Руководитель отдела госконтроля карантинной службы защиты растений и фитосанитарных контрольных постов МСХ РК по г. Алматы получал на системной основе взятки в сумме от 10 тысяч до 60 тысяч тенге от администраторов и директоров продовольственных рынков Алматы за непривлечение их к административной ответственности и неосуществление со своей стороны необходимого фитосанитарного контроля. Гражданин задержан по ст. 128 УПК РК и водворен в ИВС. В своей незаконной деятельности чиновник был не одинок – аналогичные факты только в 2020 году выявлены в Алматинской, Акмолинской, СКО, Мангистаауской, Павлодарской областях и городах Шымкент и Нур-Султан, и в нескольких регионах страны уже осуждены ряд сотрудников, ответственных за качество сельхозпродуктов, реализуемых на рынках страны.
Также в июне 2020 года к шести годам лишения свободы осужден главный специалист – госветсанинспектор по г. Шымкенту за то, что брал взятки через посредника – ветврача ТОО – от предпринимателей, занимающихся реализацией мяса и других сельхозпродуктов на территории Верхнего рынка г. Шымкента в размере от 1 000 до 10 000 тенге за беспрепятственную торговлю в период ЧС. Посредник заплатит штраф в размере 1 млн 116 тысяч тенге.
По словам спикера, подобные факты не в последнюю очередь способствуют тому, что эпизоотическая обстановка в стране складывается неблагоприятная – в начале года уже были случаи распространения особо опасных инфекций среди животных, в число которых входят сальмонеллез, бруцеллез, туберкулез, ящур, сибирская язва. Наблюдается низкая эффективность обеспечения ветеринарно-санитарных норм, соблюдение которых необходимо для защиты граждан от заражений и заболеваний при употреблении сельхозпродукции.
Причинами подобных явлений служат:
– незаконная выдача разрешений на реализацию, вывоз и ввоз в страну сельхозпродукции и ее незаконная реализация без разрешительных документов и соответствующих проверок, выдача разрешительных документов за взятки без соответствующих проверок и лабораторных исследований продовольствия и скота. Также имеются факты реализации и перевозки мяса КРС и рыбы без ветсансправок и разрешительных документов. Выявлены факты выдачи справок на платной основе, хотя данная госуслуга должна оказываться бесплатно;
– несовершенство и отсутствие интеграции баз данных, в частности БД ЕАСУ и ГБД Е-лицензирования с портала «электронного правительства». Это не позволяло гражданам получать в электронном виде такие госуслуги, как выдача ветсправки, проведение идентификации сельхозживотных с выдачей ветпаспорта, выдача ветзаключения на объекты госветконтроля и надзора в базе ветконтроля и надзора. Данное обстоятельство приводит к прямому контакту услугополучателя и чиновника, что усиливает коррупционные риски;
– отсутствие строгого учета ветеринарных бланков и справок – это приводит к тому, что их заказывают в типографии и в дальнейшем фальсифицируют. В законодательстве не предусмотрены нормы, обязывающие вести строгий учет выдачи ветсправок, прослеживать их законность через ИС. Отсутствие должного контроля по выдаче разрешений на занятие предпринимательской деятельностью в сфере ветеринарии позволяет соответствующим отделам выдавать положительные ветеринарные заключения на объекты, фактически не соответствующие условиям, установленным в требованиях;
– отсутствие точного учета животных, подлежащих вакцинации, что увеличивает угрозу распространения особо опасных болезней среди них.
Эти проблемы увеличивают дискриминационные полномочия ветспециалистов на местах, не способствуют эффективности контроля и надзора со стороны госорганов.
«Международный опыт ряда развитых стран функции свидетельствует, что когда полномочия ветеринарного контроля частично переданы частному сектору, при контроле саморегулируемых организаций, то тогда ветврачи легально получают достойную оплату за свой труд и качественно выполняют свою работу. Считаем, что МСХ необходимо повторно изучить данный вопрос, так как принятие указанных мер значительно сократит коррупционные риски в данной сфере и повысит качество сельхозпродуктов на рынках страны», — заключил Данияр Бигайдаров.