Такое мнение высказал на своей странице в Facebook Ербол Есенеев, управляющий директор — директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен». Это уже является реальным препятствием на пути реальной кооперации – фермеру выгоднее быть «мелким и везде», чем большим и в одном месте.
Так, по правилам предпринимательского кодекса, при наличии в штате больше 250 работников или превышении среднегодового дохода свыше 3 млн МРП (это порядка 8,3 млрд тенге) предприятие переходит в категорию крупного бизнеса.
Но в связи со спецификой производства многие предприятия в период активных сельхозработ привлекают сезонных работников и сразу «переходят» в категорию крупного бизнеса. А это, в свою очередь, приводит к тому, что штрафы за различные нарушения исчисляются уже по другой шкале. К примеру, размер штрафа за нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия (статья 425) для среднего предприятия составит порядка 860 тысяч тенге, а для крупного предприятия уже 4,4 млн тенге. Вот и представьте, в период пандемии не составит большого труда найти нарушения и выставить штраф. Штраф за навоз тоже может перевалить за 5,6 млн. тенге. И таких примеров масса!
В целом для отрасли сельского хозяйства необходимо пересмотреть критерии, надо учитывать специфику работы и особенности каждого региона.
Понятно, что для мелких фермеров это не большая проблема, но проблема для будущего объединения и кооперации, привлечения крупных инвесторов в отрасль. Необходимо создавать условия, а не выдумывать ограничения.
Пока правительство аграриев не слышит.