Темой прошедшей онлайн-конференции в столице стало обсуждение применительной практики введенного в нынешнем году утильсбора. Депутаты парламента, представители агроформирований, отраслевых союзов, предприятий пищеперерабатывающего сектора, эксперты в очередной раз обратили внимание на неправомерный побор, ухудшающий положение как участников рынка, так и конечных потребителей сельхозпродукции – а это каждый казахстанец.
Противники данной меры доказали негативное влияние утильсбора на разные стороны жизни общества и развитие экономики.
Во-первых, было предложено разделить зоны ответственности, для поощрения которых и был, по заявлению разработчиков, и введен утильсбор – поддержка отечественного машиностроения, забота об экологии, обновление устаревшего машинно-тракторного парка АПК. Как справедливо отметил Владимир Ким, глава кабельного центра «Интеркоммерц-Казахстан», предметом Экологического кодекса является защита природы и биоразнообразия в стране в целом, и никакие экономические стимулы для отечественных товаропроизводителей там не прописаны. Следовательно, сумма утильсбора, если правительство видит необходимость в его введении, должна учитывать лишь затраты на транспортировку, хранение и переработку токсичных отходов или вторсырья, а не содержать в себе еще и другие вспомогательные для других отраслей компоненты.
Во-вторых, самой большой проблемой участники назвали организационную форму ответственной организации – ТОО «Оператор РОП». Их возмущение вызвал тот факт, что огромные средства, обязательные к уплате, но при этом не являющиеся налогом, уходят не в бюджет, а аккумулируются на счетах частной компании, информация о расходах и доходах которой защищена Предпринимательским кодексом РК. То есть товарищество несет ответственность лишь в рамках своего уставного капитала и не подлежит уголовной, гражданской, административной ответственности. По мнению мажилисмена Нуржана Альтаева, «передача функций, обязательных для всех участников рынка, одной компании, государственной или частной, мало того что нарушает правила конкуренции, так и приводит к неэффективному исполнению обязанностей», и депутат надеется, что Агентство по защите и развитию конкуренции обратит внимание на эту ситуацию и создаст условия для равноправных и справедливых отношений всех хозяйствующих субъектов в сфере экологии. Спикера поддержал Евгений Мухамеджанов, основатель компании ECO NetWork, – по его словам, мировой опыт демонстрирует совершенно другую модель действия операторов РОП: совладельцами этих компаний являются фирмы, производящие отходы, и потому они заинтересованы в максимальной эффективности работы подобных производств, а также в развитых странах действуют несколько подобных операторов, в полном соответствии с правилами конкуренции. Также он сказал о том, что его компания за гораздо меньшую сумму в состоянии наладить раздельный сбор отходов и вывести РК в этом отношении в лидеры ЦА.
В-третьих, наиболее эмоциональный отклик представителей агросектора вызвала сама постановка вопроса о том, что утильсбор поможет решить проблему обновления устаревшего машинно-тракторного парка страны. Фарид Абитаев, руководитель агрохолдинга «Астана-Бизнес», поведал присутствующим, что «каждая гайка идет в дело, никто и нигде не видит технику, ржавеющую на полях. Даже бункера старых комбайнов используются для хранения зерна, жестяными пластинами подлатывают самоходную технику». Он задал весьма правомерный вопрос – почему же казахстанское содержание в 30%, о котором говорит Мининдустрии, не стало преградой для трехкратного роста стоимости техники, в частности, комбайн «Есиль» подорожал с 24 до 72 млн тенге? Отечественное машиностроение и так имеет большие преференции в части возмещения налогов, субсидий и прочего, но его продукция остается по-прежнему малодоступной для аграриев.
Также цифры по удорожанию техники привел зампредседателя Союза фермеров РК Ермек Абуов:
– Половина затрат агрохозяйств связана с сельхозтехникой. Отечественные заводы увеличили цены в 2,5 раза – цена трактора «Беларус» за 5 лет выросла с 3,1 до 7,5 млн тенге в 2019-м и до 8 млн тенге в 2020 году. Отечественный комбайн «Есиль» производства «Агромашхолдинг» подскочил в цене с 20 до 68 млн тенге. Списать все на курс рубля не выйдет – он подорожал за 5 лет всего на 11%.
А по мнению Нуржана Альтаева, если уж законодатели хотят обеспечить рынок сбыта для отечественного сельхозмашиностроения, то нужно поощрять его конечных потребителей – фермеров, снизив, к примеру, до нуля проценты по кредиту, а не вводя новые финансовые обременения.
О том, к чему приведет дальнейшее применение этой нормы в экономике страны в целом, рассказал Айдарбек Ходжаназаров, глава холдинга «Олжа-Агро»:
– Утильсбор запустит порочный круг: обедневшие сельхозтоваропроизводители, по которым довольно сильно ударила пандемия, вынуждены будут экономить на удобрениях, сельхозхимии, сворачивать агротехнологии. Это приведет к падению урожайности, и, как следствие, к тому что хроническая проблема нашего сельского хозяйства – недофинансирование, еще больше усугубится. Но если у фермеров не будет денег, то они не будут закупать сельхозтехнику даже в объемах прошлого-позапрошлого года, и, следовательно, продукция отечественных сельхозпредприятий останется на складах – ее просто не будут в состоянии купить.
Далее, касаясь оснащенности машинно-тракторного парка АПК, спикер отметил, что в нашей стране в последние годы появилась техника, которая ранее на полях отсутствовала, – рисоуборочные или кормоуборочные комбайны, всевозможные самоходные жатки и т.п. Она необходима фермерам, но производить ее здесь нерентабельно.
– Почему считается, что крестьянам для работ в поле необходим только трактор и комбайн? В процессе диверсификации выращиваются разные культуры, и нужны десятки, даже сотни наименований самоходного и прицепного оборудования. Их никто производить здесь не будет, это нерентабельно, и утильсбор ставит крест на приобретении столь важных механизмов.
И вообще, по мнению главы агрохолдинга, сейчас нужно сосредоточиться на обеспечении продовольственной безопасности страны, на том, чтобы насытить население, обедневшее в изрядной мере после пандемии, все негативные последствия которой будут явлены в ближайшие годы. Не время прикрываться красивыми словами о защите окружающей среды, которые ставят под удар жизненно важную отрасль экономики, показавшую устойчивость во время мер ЧП.
С тем, что подорожание сельхозтехники оплатит в конечном итоге обычный потребитель, согласились все участники брифинга.
Но, как сказал Айдарбек Ходжаназаров, решение принято и, скорее всего, отменено не будет, поскольку «со стороны правительства – глухая стена», то участники встречи резюмировали свои предложения в том минимуме инициативы, который им доступен.
По мнению Тимура Жаркенова, председателя Союза промышленников и предпринимателей El Tiregi, необходимо четко определить сферу деятельности национального оператора в сфере экологии:
– синхронизировать проект Экологического кодекса, регламентирующего деятельность оператора РОП, с принятием Национального плана по развитию конкуренции;
– исключить самоходную технику из расширенных обязательств производителей;
– исключить из проекта Экологического кодекса нормы по использованию средств утилизационного сбора для стимуляции производства;
– установить норму в экокодексе о формировании коэффициента утильсбора уполномоченным органом в сфере экологии только в размере, необходимом исключительно для утилизации с учетом стоимости получаемого сырья;
– установить в проекте экокодекса порядок расходования средств утильсбора, а также контроль и подотчетность общественности оператора РОП;
– включить механизмы по организации альтернативной системы сбора, транспортировки и утилизации отходов в отношении всех товарных позиций РОП.