В период пандемии и объявленного режима ЧП перед правительством страны во всей полноте встал вопрос обеспечения продовольственной безопасности, а значит, проведения ВПР качественно, на всей территории и в оптимальные сроки.  Именно поэтому на заседании Госкомиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения при президенте РК 17 апреля 2020 года и был утвержден механизм форвардного закупа. Согласно документу, государство выделяло 24,5 млрд тенге на закупку пшеницы, ячменя, масличных культур и гречихи, и уже в первых числах июля, как сообщали официальные источники, «по программе форвардного закупа в АО «НК «Продкорпорация» поступило 368 заявок на 24,4 млрд тенге, из них принято гарантии и отправлено на оплату 359 договоров на сумму 24 млрд тенге». В чем же преимущества этой программы для сторон и как свое участие в ней в нынешнем году оценивают аграрии, разбирался корреспондент «Агробизнес. Казахстан».

Фото из открытых источников

Весной деньги – осенью зерно

В общем, схема закупа довольно проста. Государство финансирует аграриев на период ВПР под обеспечение поставок будущего урожая на внутренний рынок страны. Закуп продукции проводится в два этапа: первоначальный – весной, а осенью аграриям доплачивают до уровня сложившихся рыночных цен. Разработчики программы особо подчеркивают, что доплата после поставки сельхозпродукции производится по рыночной цене, сложившейся на момент поставки, без применения дисконта к закупочной цене и начисления процентных ставок за пользование денежными средствами сельхозпроизводителями.

Стать участником программы может сельхозтоваропроизводитель, объем продукции которого, соответствующий национальным стандартам, 15 ноября 2020 года гарантированно окажется на ХПП, определенном «Продкорпорацией», на условиях поставки EXW «франко-завод» (Инкотермс-2020). Список участников формируется при содействии «Продкорпорации», СПК и акиматов.

Весной же предварительный расчет с фермерами состоялся по цене 50 тысяч тенге/тонна за пшеницу третьего класса, для тех, кто платит НДС, для остальных – 45 тысяч. Кстати, по прогнозу цены на зерновые нынешней осенью будут весьма выгодными, и осенью фермеры получат доплату минимум 20 тысяч тенге за тонну мягкой пшеницы, а вообще в момент передачи зерна цена может дойти и до 100 тысяч.

Голос за колос

Английское to forward помимо спортивных, правовых и компьютерных коннотаций, связанных со словом «вперед», имеет значение еще и «ждать, ожидать, надеяться». Думается, именно на периоде ожидания и надеждах, с одной стороны, аграриев, а с другой – государства, и имеет смысл сосредоточиться.

В принципе программу форвардного закупа можно назвать «мерцающей» – она то появляется, то исчезает вновь. Несмотря на вроде бы простую и взаимовыгодную схему сотрудничества государства и бизнеса, реальное взаимодействие то и дело наталкивается на некоторые препоны. Так, в МСХ были весьма критично настроены в отношении схемы закупа зерна под гарантии СПК – по их мнению, бюджетные средства уходили предприятиям с бланковыми (не обеспеченными ничем) залогами. То есть в результате неисполнения обязательств средства заемщику в лице «Продкорпорации» не возвращаются, а ведь чтобы гарантировать возврат госсредств, выданных на короткое время, оператор привлекает их на рынке капитала под проценты. Подобный механизм в профильном ведомстве прямо называли невыгодным. Не в восторге от него были и в СПК – они также считали этот вид деятельности убыточным, задерживающим их развитие как финансового института.

Удалось ли в этом сложном году наладить взаимодействие к выгоде производителей, ПКК и потребителей? Мнения аграриев на этот счет разнятся.

Так, руководитель хозяйства «Маякское», расположенного в Сарыкольском районе Костанайской области, Сергей Панченко в принципе доволен. Он участвует в программе в первый раз, и, по его мнению, пока все идет по плану: не нужно платить проценты по кредитам БВУ, вовремя полученные (за 3–4 дня) по договору средства позволили провести ВПР вовремя, и поэтому в хозяйстве с большой долей вероятности отдадут 2 000 тонн зерновых, под которые деньги и поступили.

Гораздо более скептичен Туремурат Утепов, руководитель ПКФ «Кайрат» из Камыстинского района Костанайской области.

«Мы участвовали в программе этого года вынуждено, из-за аховой ситуации прошлого года, когда из-за засухи получили 2 ц/га. Я по возможности не беру кредиты по форвардному закупу, но в этом году к ВПР подошел без оборотных средств. В принципе первый этап сделки прошел гладко – от государства получил 50 млн тенге за 1 000 тонн, есть уверенность, что зерно мы получим и сдадим. Но участвовать в программе не так-то легко: есть много нюансов по сдаче на элеватор, да и документы с залогом долго пришлось утрясать, хотя в качестве залога выставил новую технику 2020 года выпуска. В итоге после всех перипетий деньги получил только в июне.

Я думаю, чтобы упростить участие фермеров, сделать программу более популярной и выгодной, головному офису «Продкорпорации» нужно искоренить бюрократию и давать больше самостоятельности своим отделениям на местах. Они знают своих фермеров, понимают, кто сможет выполнить обязательства по закупу. Это помогло бы свести на нет бюрократическую волокиту – даже и сейчас, после подписания контракта и получения средств, у меня требуют множество бумаг. Ни моя хорошая кредитная история, ни гарантия СПК, ни реальный залог – новая техника никого в головном офисе «Продкорпорации» не убеждают. Пообщавшись по поводу бумажной волокиты с представителями головного офиса «Продкорпорации», я могу сказать – принимают решения там люди далекие от сельского хозяйства.

Что касается сроков выполнения договора аграриями, то они тоже не кажутся оптимальными – 15 ноября на севере страны уборка иногда не заканчивается.

Но самый больной вопрос, конечно же, по итоговым закупочным ценам осенью. Сейчас предлагают 90 000 тенге за тонну пшеницы третьего класса, считаю, что это мало, надо от 100 000 тенге/тонна, потому что очень большого урожая в этом году нет. Также надо принимать во внимание и качество зерна: клейковина доходит до 40, но есть проблемы с натурой. Сейчас «Продкорпорации» нужно сдать с клейковиной не менее 23–25, натурой не менее 730, влажностью 14.

В принципе, недостатка зерна на рынке нет, и для аграриев должна быть альтернатива при исполнении договора – если заявленная цена не устраивает, выполнить обязательства денежными средствами, даже с процентами, но не «кабальными».

Согласен с прогнозом коллеги в части формирования цен и руководитель агрофирмы «Диевская» Аулиекольского района Костанайской области Олег Даниленко. По его словам, в рамках форвардного закупа государство заплатило 50 тысяч тенге/тонна за пшеницу третьего класса, и если после завершения осенне-полевых работ будет доплачена полная рыночная стоимость, то значит, опыт закупа в этом году будет выгодным для аграриев и достигшим заявленных целей для государства.

«Сегодня цена формируется в пределах 85–90 тысяч тенге за тонну. Если клейковина 30%, то 90 тысяч тенге за тонну покупатели дают легко. Мы уже заключили два небольших контракта по 85 тысяч тенге/тонна, но клейковина у нас доходит до 40%, и поэтому торопиться с реализацией не будем.  Думаю, если сейчас формируется в пределах 85–90 тысяч тенге/тонна, то к весне уйдет далеко за 100 тысяч, потому что мы в этом году в апреле продавали по 104–106–110 тысяч тенге за тонну последние партии пшеницы», – дополняет аграрий.

Татьяна Смелова

 

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика