Жаркие дискуссии о введении утильсбора продолжаются и после подписания официальных документов. Первый заместитель председателя НПП «Атамекен» Эльдар Жумагазиев детализирует позицию своего ведомства на тему: к каким последствиям приведет внедрение утильсбора на импортную и отечественную технику.

Фото из открытых источников

Но обратимся к истории вопроса. Как известно, с 1 января 2016 года в РК применяется принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) по утилизации отходов в отношении своей продукции – в случае отсутствия собственной переработки отходов производители (импортеры) обязаны оплачивать утилизационный сбор оператору РОП. Номенклатура подпадающих под утилизационные мероприятия видов продукции постоянно расширялась – от автомобилей и их компонентов до кабеля и упаковки. А с 23 декабря 2019 года Приказом № 95 Минэкологии внедрило утильсбор на сельскохозяйственную технику. Сначала под прицел попали трактора и комбайны отечественной сборки, что не замедлило сказаться на цене – так, только в нынешнем году по сравнению с прошлым годом сельхозтехника подорожала от 10 до 15%.

К примеру, цена на комбайн «Есиль-760» отечественной сборки за последние пять лет выросла с 23 до 60 млн тенге, или на 252%, а зарубежный комбайн New Holland 410 подорожает в среднем на 16% – до 77 млн тенге, комбайн John Deere W550 – на 12%, и его цена в конечном итоге составит 105 млн тенге.

Если обратиться к цифрам, то и они говорят о подавляющем преобладании техники из дальнего зарубежья: в среднем ежегодно казахстанские фермеры приобретают 2 700 тракторов, из которых 1 900 импортные (70%), 1 050 комбайнов, из которых 630 импортные (60%).

А всего же парк сельхозтехники в РК составляют 3 551 импортных тракторов, в том числе 1 276 тракторов марки John Deere, 1 101 трактор марки Buhler Versatile (Канада), 467 тракторов марки Case New Holland и другие, а также 4 603 импортных зерноуборочных комбайна, в том числе, 2 311 комбайна марки John Deere, 1 322 комбайна марки CLAAS, 387 комбайна марки Case New Holland и т.д.

Таким образом, в Казахстане только марки John Deere работает порядка 3 876 тракторов, комбайнов и посевных комплексов, что было вполне в русле постановления правительства Республики Казахстан от 28 мая 2014 года № 57 «О привлечении прямых отечественных и иностранных инвестиций». Именно поэтому по итогам обсуждений было принято решение об отсутствии взимания утильсбора для тракторов и комбайнов таких марок, как CLAAS, Lemken (Германия), John Deere, AGCO, Case New Holland, Green Plain (США), Codaf SRL, Same Deutz Fahrу и других.

Но после внесения изменений в приказ № 95 Минэнерго две официальные бумаги противоречат друг другу, и теперь, несмотря на старания НПП «Атамекен», сбором облагается как отечественная, так и импортная техника, пусть более дорогая, но производительная и качественная.

А теперь обратимся к своеобразию текущего момента с его «качелями» курсов валют, введенными ограничениями из-за пандемии коронавируса, и катастрофической изношенностью (до 80%) машинно-тракторного парка отечественного АПК.

И что в итоге? В идеале – да, можно и нужно развивать в стране отечественное машиностроение, привлекать зарубежных производителей к открытию сервисных центров, стремиться к большей локализации производства отдельных узлов и агрегатов. Но сейчас нужно скорректировать эти представления – в нынешней сложной ситуации в мире крупные зарубежные компании не начнут никакое производство в нашей стране. В погоне за призрачными целями по скачкообразному развитию отечественного машиностроения мы можем потерять работающего казахстанского фермера – и тогда завтра придется поддерживать иностранного.

НПП «Атамекен» предлагает следующие конструктивные варианты разрешения непростой ситуации:

– ввести мораторий на несколько лет до исправления ситуации в отношении утилизационного платежа на сельхозтехнику в рамках Приказа и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 695 «Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)»;

– либо пересмотреть в сторону значительного уменьшения базовую ставку и коэффициенты платы за утилизацию в отношении сельхозтехники в сторону значительного снижения в соответствии с мировым опытом в рамках Приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 25 декабря 2015 года № 762 «Об утверждении Методики расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов».

Для НПП вопрос с утильсбором не закрыт, в своей официальной позиции Палата поддерживает фермеров и будет отстаивать их интересы в правительстве.

Комментариев нет :(

Комментарии закрыты для данной страницы

Яндекс.Метрика