Минсельхоз Казахстана вынес на обсуждение проект постановления правительства «Об утверждении Правил выплаты субсидий на удешевление стоимости затрат, связанные с перевозкой продовольственного зерна», направленный на возмещение транспортных расходов при экспорте зерна на приоритетные экспортные рынки.
Согласно документу, субсидии будут предоставляться на перевозку пшеницы в следующих направлениях:
- транзитом через территорию РФ в направлении российских портов Черного и Балтийского морей;
- транзитом через территорию РФ, Латвии, Литвы, Эстонии в направлении портов Балтийского моря;
- транзитом через КНР в направлении стран Юго-Восточной Азии;
- транзитом через Туркменистан в направлении Афганистана;
- в направлении Азербайджана, Грузии, Армении;
- в направлении Ирана.
Организация перевозок возложена на единого оператора – Продкорпорацию, с которой поставщики заключают договоры транспортной экспедиции. Поставщик до получения бюджетных субсидий и до начало осуществления перевозки оплачивает оператору полную стоимость перевозки. Бюджетные субсидии перечисляются на счет оператору, который после проверки документов, производит возмещение поставщику части стоимости затрат, связанные с перевозкой зерна.
Согласно расчетам, для дополнительной реализации 1,5 млн тонн зерна потребуется субсидирование на удешевление стоимости затрат на транспортные расходы при экспорте зерна в размере 20 тыс. тенге за тонну.
Для реализации проекта необходимо выделение средств из республиканского бюджета на возмещение расходов по транспортировке зерна на экспорт в размере 30 млрд тенге.