Блиставший буквально год назад на международной выставке в Ганновере трактор CLAAS XERION 12-й серии довольно быстро сменил свет софитов и красные ковровые дорожки на черноземы и суглинки фермерских полей. Уже к маю представители новой серии добрались и до Казахстана, где и доказали, что их притязания на амбициозные титулы и звания вполне обоснованны.
Вчера на выставке, сегодня — в полях! Наверное, именно так и выглядит идеальный карьерный взлет сельскохозяйственного трактора. CLAAS XERION 12-й серии в ноябре 2023 года покидал ганноверскую выставку Agritechnica абсолютным фаворитом: мировое сообщество аграрных журналистов одарило представителя новой серии сразу двумя титулами — «Машина года — 2024» и «Трактор года — 2024». Буквально парой месяцев позже коллекция престижных наград новой серии пополнилась еще тремя.
Чтобы не дать ни малейшего повода для кривотолков, XERION 12-й серии уже весной 2024-го отправился в поля подтверждать свои титулы Машины и Трактора 2024 года. В Казахстане представители новой серии засеяли более 12 тыс. га. «На зубок» казахстанские хозяйственники опробовали две модели из новой серии — XERION 12.540 и 12.590 мощностью двигателя 544 и 585 л. с. соответственно. Самому мощному — 653-сильному XERION 12.650 — знакомство с суровыми условиями земледелия в нашей стране еще предстоит.
Все три модели XERION 12-й серии оснащены двигателями Mercedes-Benz, отличающимися экономичным потреблением топлива и впечатляющим крутящим моментом на низких оборотах: 3100 Н·м при 1300 об/мин.
Но не одна только мощность определяет реальную силу трактора. Важно то, как реализована конструкторская задумка по ее превращению в тяговое усилие. Цельнорамная конструкция, перераспределение массы трактора по осям в равной мере (50:50), приличное пятно контакта с почвой за счет сдвоенных колес (TRAC) или же гусеничных движителей (TERRA TRAC) — все это способствует преобразованию мощности в тяговое усилие. Но главную работу тут все же делает трансмиссия. Фирменная бесступенчатая CMATIC в ее последнем поколении обеспечивает идеальную синхронизацию с двигателем. При всем своем соответствии духу времени и эпохи она остается долговечной и довольно простой в обслуживании. Кстати, нелишним будет сказать, что самые мощные в серии XERION 12.650 — единственные 650-сильные тракторы на рынке, оснащаемые бесступенчатой коробкой передач!
Впечатлит пользователя и производительность гидравлики новых тракторов: на 1900 оборотах двигателя, совершаемых в минуту, в ту же минуту на внешние потребители выдается до 537 л масла. Таких высот не демонстрировал до сегодняшнего момента ни один трактор из всех известных.
Новые XERION оставили галочку и в графе беспрецедентно просторной кабины (объем 4 куб. м). Удобное кресло с регулировками положения, тонкая рулевая колонка и изящные стойки (в том числе передняя правая), а также мощное освещение по периметру повысили уровень комфорта не только при пребывании в кабине, но и, конечно же, при ведении работ. Четырехточечная подвеска кабины способствует гашению колебаний при движении и с тем добавляет комфорта для оператора.
Вопреки ожиданиям, гиганты 12-й серии довольно ручные. Управление ведется через многофункциональный джойстик CMOTION. В кабине установлены системы поддержки принятия решений CEMOS, в диалоговом режиме подсказывающие, что можно улучшить в конкретной ситуации при работе с определенным орудием.
Для продвинутых аграриев, работающих с привлечением спутниковых технологий, в XERION 12-й серии установлен терминал CEMIS 1200, а с ним активируются функции автопилотирования GPS PILOT.
Говоря о плюсах системы CEMOS, стоит сказать, что она мониторит многие параметры, в том числе и балластировку. Скорректировать ее можно довольно просто: во-первых, CEMOS подскажет, «сколько вешать в килограммах», а во-вторых, модульные балласты не потребуют чрезмерных усилий.
Практика показала, что погектарную производительность с использованием рекомендаций бортового помощника можно увеличить на 16,3 %, а расход топлива сократить на 16,8 %. Не подкачала CEMOS и в случае с новыми тракторами. XERION 12.540 и 12.590, работавшие в Казахстане на посеве пшеницы и подсолнечника в мае-июне, продемонстрировали в отдельных случаях производительность сцепки — а работали они с 24-метровым HORSCH Sprinter 24 NT — 455 га/сут и более. Несмотря на высокую загрузку двигателя (87–100 %) и рабочую скорость до 13 км/ч, трактор потреблял всего около 2,3 л/га. При этом условия ведения сева были далеки от идеальных.
Работали новые тракторы на полях Казахстана и с 12-метровой дисковой бороной. При глубине обработки 10 см трактор развивал скорость 15 км/ч. Даже в этом случае он потреблял топлива в среднем 2,5 л/га. Схожие показатели были и при работе с 24-метровой бороной.
Еще один момент в отношении XERION 12-й серии: интервал замены масла — каждые 1000 мото-часов, что в конечном счете способствует сокращению затрат на обслуживание.
Так что при всей своей любви к фанфарам и всевозможным чествованиям новые XERION 12-й серии оказались трудолюбивыми и производительными «лошадками», а их титулованность и притязания на высшее общество, вопреки опасениям, не требуют сверхинвестиций: тракторы экономичны в эксплуатации и обслуживании, а с тем и рентабельны в сельхозпроизводстве.