Минсельхоз РК планирует ввести запрет на ввоз пшеницы автотранспортом сроком на шесть месяцев. Проект приказа «О введении запрета на ввоз пшеницы на территорию Республики Казахстан автомобильным транспортом» ведомство разместило на портале «Открытые НПА» 29 марта. Обсуждение продлится до 5 апреля и вступит в силу со дня его первого официального опубликования.
«Ввести запрет сроком на шесть месяцев на ввоз пшеницы (код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 1001), за исключением семенной пшеницы (код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 1001 11; 1001 91) на территорию Республики Казахстан автомобильным транспортом», — говорится в проекте приказа.
Решение было продиктовано текущей ситуацией на казахстанском рынке зерна и муки, который последние несколько лет страдает из-за нелегального ввоза пшеницы. По данным отраслевых ассоциаций объемы так называемого «серого» импорта достигают 1,5-2 млн тонн в год, а общий ущерб государству ежегодно оценивается в размере $500 млн.
«Значительная доля контрабандного зерна импортируется автотранспортом. Завезенная пшеница без уплаты НДС оформляется на крестьянские хозяйства и в виде скрытого реэкспорта без уплаты транзитного тарифа направляется в Афганистан и страны Центральной Азии. При этом на внутреннем рынке наблюдается падение цен. К примеру, с начала июля 2022 года стоимость пшеницы снизилась с 170-185 тыс. тенге ($373-406) до 80-85 тыс. тенге ($175-186) за тонну», — пояснили в Минсельхозе.
В ведомстве также отметили, что по итогам прошлого года в Казахстане был собран один из самых высоких урожаев за последние 10 лет. Так, намолочено 22 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, что на 35% больше, чем годом ранее. Кроме того, на 38,9% увеличился валовой сбор пшеницы, составив 16,4 млн тонн.
Согласно данным статистики, по состоянию на 1 марта 2023 года на местном рынке складывается положительный баланс зерна в объеме 10,4 млн тонн.