Минсельхоз совместно с фермерским сообществом и экспертами продолжил работу по вопросам новой системы субсидирования АПК, которая начнет работать с 2023 года. Сейчас рабочая группа изучает рекомендации, внесенные на основании замечаний антикоррупционной службы. Всего Минсельхоз разработал 171 предложение, было рассмотрено 15, сообщает пресс-служба НПП «Атамекен».
По результатам анализа Агентства РК по противодействию коррупции, за последние 5 лет государство выделило 2 трлн тенге на поддержку сельского хозяйства на безвозмездной основе. В результате преступлений в сфере АПК государству причинен материальный ущерб на сумму 5,9 млрд тенге, то есть только 2,95% ушли не по назначению. Из них 0,2% определены в сфере выделения субсидий.
Именно встречные обязательства вызывают много вопросов у аграриев, так как до сих пор нет четкого понимания, в чем они будут заключаться, и не станут ли они препятствием к получению субсидий, пишет портал Еldala.
— Мне не совсем понятно, как мы в растениеводстве сможем определять эффективность той или иной субсидии, — отметил на очередном заседании рабочей группы Кайрат Бисетаев, глава Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана. — За любой оценкой эффективности и выполнения встречных обязательств стоит администрирование. Сможем ли мы все эти десятки тысяч субъектов АПК завтра администрировать и понимать, выполнил фермер встречные обязательства или не выполнил?
По его мнению, встречные обязательства – это тупиковый вариант, который может привести к такому хаосу, которого мы еще не видели.
В первую очередь, аграрии категорически против того, чтобы считать неэффективной всю систему поддержки производства сельхозпродукции. То, что субсидии выдавались фирмам, не имеющим скота, не говорит о неэффективности всего животноводства. Аналогично и в растениеводстве. Отдельными фактами, которые лежат в плоскости уголовного производства, должны заниматься профессионалы, не ломая выстроенную схему субсидирования.
—Мы, производственники, сегодня не виноваты, что коррупционная схема проходит на уровне акимата или еще где-то, из-за того что есть нехватка в бюджете, — высказался Геннадий Зенченко, директор КТ «Зенченко и К». — У нас была хорошая проработанная стратегия, мы ее из года в год обсуждаем. Мы должны получать субсидии, или как угодно их можно называть, на произведенную продукцию. Это главный результат нашей работы: произвели, сдали, получили. Все прозрачно. Что касается нарушений, приписок – пожалуйста, пусть Антикоррупционная служба этим занимается.
Он также выразил обеспокоенность неясностью – кто будет разрабатывать встречные обязательства, и по каким критериям. Например, одним из предложений ранее звучал рост производства. Но для ферм, которые уже работают на полную мощность, как раз и наступает тот самый тупик.
— Если у вас есть комплекс, который рассчитан на 1200 голов, а во встречных обязательствах будет прописано увеличение производства, как можно его выполнить? Есть машина, в которую входит 18 тонн хлеба, как бы вы не работали, 20 тонн в нее не затолкаете, — привел пример Геннадий Зенченко.
Он подчеркнул, что решения, влияющие на агробизнес, должны приниматься профессионалами отрасли, а не сторонними структурами, которые не могут учесть всех нюансов. А их немало. На производительность в сельском хозяйстве значительно влияют природные факторы. Засухи, болезни животных и растений, различные вредители могут привести к потере урожая или вынужденному забою скота. В этом году даже крупные птицефабрики были вынуждены пустить под нож часть продуктивной птицы из-за рекордного роста цен на корма. В таких условиях требование о возврате полученных субсидий может привести к банкротству предприятий.
Другой момент, на который указали аграрии, это создание новых рабочих мест. Сельское хозяйство движется в сторону цифровизации и механизации труда, которое не требует значительных трудовых ресурсов.
Также аграрии указали и на то, что постоянные изменения в программах, правилах и законах мешают в планировании бизнеса и снижают привлекательность отрасли. В этой связи прозвучало предложение ввести ответные обязательства для госорганов.
— Я считаю, что встречные обязательства должны быть и у государства, — заявил Фарид Абитаев, генеральный директор Опытного хозяйства масличных культур. — Меняются правила — Экологический кодекс поменялся, правила архитектуры и так далее. В итоге начатый проект не соответствует законодательству, мы идем на доработку, затягивается проект, строительство и так далее. В конечном итоге мы в сроки не успеваем. Встречные обязательства государства должны присутствовать не только у Минсельхоза, но и у других министерств, потому что они напрямую влияют на наши возможности по развитию, строительству и так далее.
Обсуждение встречных обязательств в рамках рабочей группы будет детально рассматриваться по направлениям субсидирования. Пока же Минсельхоз еще не определился с тем, какие именно субсидии будут выдаваться с нового года. Но все замечания фермеров госорганы обещают учесть.
Мы сейчас не знаем, какие будут встречные обязательства, потому что мы еще не знаем, какие виды субсидий останутся, — прокомментировал вице-министр сельского хозяйства Рустем Курманов. — Когда мы начнем рассматривать отраслевые вопросы, то там и будем обсуждать, какие виды встречных обязательств установим.
Также, по его словам, предстоит серьезно проанализировать рекомендацию Антикора о пересмотре критериев выделения субсидий с учетом экономической оценки деятельности хозяйств.
— Эта рекомендация коварная в некотором роде. То есть, если ты экономически эффективен и рентабелен, зачем тебе нужна субсидия? А если ты не рентабелен, то зачем поддерживать неэффективных? Это такой полемичный вопрос. Еще есть третий вопрос — временный характер субсидий: должна ли субсидия идти постоянно или она должна быть 2-3 года, чтобы фермер встал на ноги и отключился от мер господдержки, а другие могли ею воспользоваться. Не секрет, что у нас охват отрасли мерами господдержки составляет не более 30%. Поэтому эти вопросы сложные, — отметил вице-министр.