Как отметил представитель ЗСК Александр Малов на Asia Grains&Oils Conference 2022, в Казахстане до сих пор нет статистических данных по обращению зерна и продуктов его переработки, собранных с помощью современных методов.
«Мы говорим, что практически все поля в Казахстане оцифрованы, и, соответственно, остается только вести наблюдение за всеми элеваторами и складами, за количеством и качеством находящейся там продукции. Мы как Зерновой союз Казахстана только за, и не можем достучаться до наших госорганов, что это необходимая мера. В РФ подобную систему уже начинают внедрять, и мы опять от них отстанем. Лучше бы самостоятельно это начали делать, тогда мы бы видели всю картину по остаткам, и принимали бы более обоснованные решения», — отметил он.
Эксперты ЗСК связывают предложения по введению запрета и введению экспортных пошлин на зерно с неподтвержденными статданными. Вопрос о системе цифрового учета и прослеживаемости зерна и продуктов его переработки стоит на повестке дня с 2020 года, но так до сих пор и не решен.
Подобная система должна обеспечить сбор данных о производстве, импорте, а также торговле зерном и продуктами его переработки, и храниться они должны так же в единой информационной системе, тем более что подобная система внедряется в Российской Федерации уже в этом году.
Такая система может в режиме реального времени предоставлять информацию по всем видам продукции, включая пшеницу, ячмень, семена подсолнечника, муку, отруби, масло подсолнечное. Наличие актуальных и достоверных сведений по этим товарам, позволили бы государственным органам более эффективно решать вопросы, связанные с обеспечением населения социально-значимым продуктовыми товарами (СЗПТ).
Государственная информационная система учёта зерна и продуктов его переработки позволит:
— осуществлять в автоматизированном режиме полный оперативный учет зерна и продуктов его переработки;
— иметь на любую дату сведения о наличии зерна и продуктов его переработки, объемах торговли, включая экспорт, а также о внутренних и экспортных ценах;
— устранить условия для функционирования теневого рынка зерна и продуктов его переработки;
— обеспечить достоверность статистических отчетов о наличии зерна и продуктов его переработки;
— улучшить налоговое администрирование при обращении зерна и продуктов его переработки.
Правовой основой работы ИС стало бы принятие Закона РК «О зерне и продуктах его переработки» (в новой редакции), проект которого был разработан ЗСК. Документ в 2020 году был направлен в НПП «Атамекен» и в заинтересованные государственные органы. За это время проведены открытые обсуждения законопроекта с участниками зернового рынка.
«Зерновой союз Казахстана совместно с Институтом парламентаризма продолжают работу по принятию к рассмотрению депутатами законопроекта «О зерне и продуктах его переработки» — резюмируют в ЗСК.