К такому выводу пришли эксперты ЗСК при анализе рыночной конъюнктуры. Причинами повышения цены они называют уменьшение запасов у трейдеров и переработчиков, введение квот на экспорт зерна в Казахстане и запрета на вывоз пшеницы из РФ, а также значительную волатильность курсов валют.
«Мукомолы не могут купить пшеницу, потому что ее нет. Запасы заканчиваются, производства останавливаются. В текущем сезоне сложилась не характерная для этого периода ситуация, при которой зерно в основном находится на складах зернопроизводителей. Поэтому запасы зернотрейдеров и мукомолов существенно ниже, по сравнению с аналогичным периодом за прошедшие 5 лет», — говорится в обращении ЗСК.
Также эксперты считают, что именно высокие цены в начале сезона позволили сельхозпроизводителям рассчитаться с кредиторами. Поэтому их стремление продать остатки зерна по максимально возможной цене вполне оправдано, поскольку ресурсы для производства сельхозпродукции значительно подорожали.
В пользу роста цен говорит и введение мер по регулированию экспорта в России и Казахстане.
«Запрет, введенный российским Правительством, а также анонсирование введения в Казахстане квоты на экспорт пшеницы и муки только вселяют уверенность у зернопроизводителей в повышении внутренней цены на пшеницу. К тому же значительная волатильность курса валюты в течение текущего месяца не позволяет установиться равновесной цене на рынке», — отмечают в Союзе.
В итоге с учетом всех этих обстоятельств «стабилизация внутренней цены на пшеницу ускорится и рынок в ближайшие 7-10 дней сформирует цену, удовлетворяющую и продавцов, и покупателей».
«Желание зернопроизводителей частично компенсировать его за счет высокой цены на пшеницу является таким же рыночным поведением, как и поведение мукомолов в текущем сезоне, долгое время предпочитавших российскую пшеницу казахстанской», — резюмируют зернотрейдеры.