В целях развития грузоперевозок по Транскаспийскому транспортному маршруту (ТМТМ) планируется создание контейнерного хаба в специальной экономической зоне «Морпорт Актау». Об этом на заседании правительства РК сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбек Ускенбаев. Для реализации данного проекта проведены переговоры с сингапурской компанией PSA International.
«В целях развития грузоперевозок по ТМТМ также планируется создание контейнерного хаба на базе СЭЗ „Морпорт Актау“. Проведены переговоры с сингапурской компанией PSA International (ПиЭсЭй Интернэшнл) по их участию в реализации проекта», — сообщил министр.
Кроме того, планируется привлечение парка мировых контейнерных операторов Maersk, MSC и Cosco Shipping. В сфере морских перевозок также планируется пополнение торгового флота 4 паромами с привлечением частного бизнеса.
В целом, в текущем году объемы перевозок через морские порты Актау и Курык планируется довести до 10 млн тонн с учетом переориентации порядка 4 млн тонн экспортных грузов.
В Казахстане проработаны альтернативные маршруты и коридоры перевозки экспортных и транзитных грузов. Экспортные грузы переориентируются на латвийские порты (Лиепая, Рига, Вентспилс) и на ТМТМ. По данным МИИР, в рамках ТМТМ с Азербайджаном, Грузией и Турцией достигнута договоренность по созданию совместного предприятия на маршруте по аналогии ОТЛК (Объединенной транспортно-логистической компании).
Маршруты ТМТМ проходит через морские порты Актау/Курык — далее по фидерной и паромной линии до порта Баку (Алят) и по жд Азербайджана и Грузии до портов Батуми и Поти далее в Европу либо через жд. Баку-Тбилиси-Карс до турецких портов Стамбул, Мерсин и далее в Европу.
Расстояние от Актау до Батуми/Поти порядка 1 300 км, из них: Актау — Баку — 450 км, (морским путем), Баку — Батуми/Поти — 850 км (железной дорогой).
Альтернативный ЖД маршрут действует в обход Каспийского моря через ст. Дина Нурпеисова – ст. Самур (Дагестан, РФ) – ст. Беюк-Кясик (Азербайджан) – порт Поти/Батуми – 1 792 км.