На 1-й Казахстанской конференции-контрактации «День семян «Тукым-2022» председатель правления ТОО «Карабалыкская СХОС» Дамир Калдыбаев рассказал участникам о последних достижениях селекционеров опытной станции. Новые сорта с большим потенциалом по урожайности, стойкости к экстремально засушливым погодным условиям, значительным экспортным потенциалом составляют порядка 85% площадей Карабалыкской СХОС.
«Карабалыкская СХОС за все время работы районировала 47 сортов, нашими сортами в РК занято порядка 2 млн га. СХОС занимается селекцией яровой и озимой мягкой пшеницы, яровой твердой пшеницы, ярового ячменя, льна масличного, зернобобовых таких видов, как нут, чечевица, горох, кормовых – эспарцета и люцерны.
Ежегодная реализация семян и продукции составляет 7–8 тыс. тонн в год, и если бы наши планы не разрушила жесточайшая засуха в Костанайской области, выйти на рубеж 10 тыс. тонн в год только мягкой пшеницы было бы реально. С 2015 года 17 сортов, выведенных нашими селекционерами, допущены к ГСИ, они проходят жесточайшую конкуренцию в сортоиспытании, и значительное превышение урожайности над стандартом в ходе испытаний говорит в их пользу.
Я считаю проблемой то, что сейчас ГСИ имеют рекомендательный статус, – для более динамичного развития отечественной селекции необходимо вернуть им обязательный статус», – начал выступление Дамир Калдыбаев.
Далее он рассказал о темпах сортосмены в СХОС и обратил внимание на проблемы, которые мешают казахстанским аграриям применять современные высокоурожайные сорта зерновых.
«К сожалению, несмотря на большие достижения в области селекции на Карабалыкской СХОС, довольно продолжительное время – с 1991 года, то есть в течение почти 30 лет – используются стародавние сорта, такие как Омская 36, Карабалыкская 90, Лютеценс 32, Костанайская 12. По этой причине у нас в то время оставались нереализованными ежегодно 2–3 тысячи тонн семян, поскольку фермеры шли в ногу со временем и искали современные высокопродуктивные сорта. Тогда стало понятно, что нам необходимо наладить связь науки и производства. Поэтому с 2018 года мы начали вводить в собственное производство сорта мягкой яровой пшеницы – Айна, Фантазия, Ламис, твердой – Асанали 20, ячменя – Великан, Медикум 18, овса – Сулу. В итоге в 2021 году новыми сортами занято 85% площадей СХОС. Планируем до 2024 года добавить в линейку такие сорта мягкой яровой пшеницы, как Байсан, Карабалыкская ранняя, Анель 16», – отметил глава Карабалыкской СХОС.
По данным спикера, в Костанайской области последние три года идет жесткий недобор осадков, но селекционеры при среднем уровне осадков 44 мм получили урожайность 12 ц/га. «Это говорит о том, что эффективность применения новых сортов и технологий налицо», – отметил он.
Далее Дамир Калдыбаев более подробно рассказал о новых сортах.
Бренд Карабалыкской СХОС – лидер продаж среднеспелый сорт Айна, выведенный в 2018 году, создан при участии международного центра SYMMIT. Его генетический потенциал составляет 55–60 ц/га против 25–30 ц/га у стародавних сортов. Дает зерно 2–3 класса качества по ГОСТ, устойчив к болезням, полеганию и осыпанию.
Реальные результаты его применения таковы. В 2021 году в КХ «Тимотин» Мендыкаринского района Костанайской области получили 51 ц/га на площади 150 га при соблюдении технологии. Это самый большой показатель в хозяйстве, и в тех же условиях довольно популярный сорт, распространенный в РК на 1,5 млн га, дал 35 ц/га, то есть разница между Айной и этим сортом составила 16 ц/га. В ТОО «Жана Ай» Осакаровского района Карагандинской области в 2020 году от Айны получили 39 ц/га. В хозяйстве также следуют агротехнологиям, повышают культуру земледелия, и, по признанию собственника, максимальная урожайность не превышала 35 ц/га за все годы, поэтому 39 ц/га при хороших осадках он считает достижением.
Сорт мягкой яровой пшеницы Фантазия – сорт степного экотипа, среднеспелый, период вегетации 80–85 суток, максимальная урожайность 54,3 ц/га, содержание клейковины 27–30%, устойчив к полеганию. В году мы начали экологическое испытание этого сорта в разных точках Северного Казахстана: в Есильском, Жаксынском районах Акмолинской области, в Костанайской области, Северо-Казахстанской области. По итогам испытания превышение урожайности Фантазии над стандартом составляет 3–6 ц/га. Особое преимущество – засухоустойчивость, что самое важное на сегодняшний день.
Сорт мягкой яровой пшеницы Ламис – сорт степного экотипа, среднеспелый, период вегетации 81–84 суток, максимальная урожайность 55,8 ц/га получена в КСИ 2015 г. Среднее содержание в зерне сырой клейковины 28–30%, высокая засухоустойчивость, устойчив к полеганию.
В этом году предполагается посеять 1 200 га этого сорта для реализации. Сорт районирован в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях, и особое внимание ему рекомендуем уделить в СКО, поскольку при возделывании там превышение над стандартом доходит до 6 ц/га.
Сорт мягкой яровой пшеницы Августина – сорт среднего степного экотипа, среднеспелый, урожайность до 80–88 суток, урожайность до 52,8 ц/га. В 2015 году по испытаниям KASSIB занял 1-е место по урожайности, и мы оставили его для размножения.
Сорта ярового ячменя Великан, Медикум 18 – это сорта нового поколения, которые имеют генетический потенциал 55–60 ц/га. Хотелось бы отметить, что Великан достойно выдержал два года засухи и высоких температур за счет того, что при его селекции использовался ген эфиопской селекции. И если Медикум 18 давал щуплое зерно, то у Великана проблем с наливом не было.
Сорт твердой пшеницы Асангали 20 – среднеспелый, генетический потенциал 52–55 ц/га, 90–95 стекловидность, высокоустойчив к головнево-ржавчинным болезням, септориозу, полеганию.
По результатам испытания в ТОО «Заречный» Есильского района Акмолинской области в среднем получили урожайность 11,4 ц/га против 10,8 ц/га стандарта.
Далее глава Карабалыкской СХОС остановился на необходимых мерах господдержки отечественной селекции. Иначе ситуация с тем, что отечественные сорта занимают всего 5% из 25 млн га пашни, а 95% приходится на иностранные сорта, изменится не скоро. По его словам, нужен план внедрения новых сортов на уровне МСХ РК, управлений сельского хозяйства и научных организаций. Он также считает, что в Казахстане государству нужно создавать условия для появления новых семеноводческих хозяйств. «В Северном Казахстане в зерносеющих районах должно быть минимум 1 семхозяйство, лучше 2-3. Эти семхозяйства должны на местах обеспечивать качественными калибровыми семенами мелкие и средние хозяйства. К сожалению, у нас многие районы даже Костанайской области не имеют таких аттестованных семеноводческих хозяйств. Фермеры приобретают семена у соседа, у крупного хозяйства, без аттестата, как товарную пшеницу. Вот эти крупные хозяйства, которые на местах реализуют семена, должны иметь возможность перестроиться и стать аттестованными семхозяйствами. Но государство должно давать серьезные субсидии, налоговые льготы. Тогда мы должны усилить контроль и за качеством семян», – отметил он.
Также Дамир Калдыбаев отметил, что поскольку площади СХОС ограничены, новые сорта предполагается размножать в сотрудничестве с другими семхозами, в частности на Карабалыкской СХОС уже готовы к тому, чтобы предложить потенциальным партнерам такие сорта, как Костанайская 15, Костанайская 207, Вираж, сорт твердой яровой пшеницы Асангали 20, Августина.
В конце выступления председатель правления ТОО «Карабалыкская СХОС» отметил, что для того, чтобы казахстанская селекция не растеряла свои достижения и вышла на новый уровень, необходимо решить проблему с кадрами, поскольку ученых-селекционеров осталось, как он выразился «по пальцам одной руки пересчитать». Государству необходимо вложить средства в социальную инфраструктуру, чтобы для молодежи эта профессия стала более привлекательной. Со своей стороны СХОС предлагает конкурентную на рынке зарплату и участие в ГЧП.
«Если вложить 12–15 млрд тенге в те 6–7 селекционных сел, которые остались, построить там школы, парки, спортобъекты, то молодежь придет. Одной высокой зарплаты недостаточно, когда социальных условий нет. Если государство поможет, то мы со своей стороны будем вкладывать 100–150 млн тенге в рамках ГЧП, чтобы решить насущную проблему с кадрами», – резюмировал Дамир Калдыбаев.